Wikipedia

Результаты поиска

понедельник, 28 ноября 2022 г.

Особенности заданий ЕГЭ по литературе 2022 г.

Основные аспекты. 1. Структура КИМ ЕГЭ. 2. Типология заданий КИМ ЕГЭ и их распределение по уровням сложности. 3. Элементы содержания, проверяемые КИМ ЕГЭ. 4. Система оценивания заданий КИМ ЕГЭ. 5. Время, отведенное на выполнение заданий КИМ ЕГЭ. Важные вопросы: 1) В чем заключается системность структуры КИМ ЕГЭ по литературе? 2) Сколько всего заданий включает КИМ ЕГЭ и что проверяют задания? 3) Каким образом перечень элементов содержания включается в структуру КИМ? 4) Каковы требования к заданиям, предполагающим развернутые ответы? 1. Структура КИМ ЕГЭ (таблица 1 в презентации). Общее количество заданий в каждом КИМ ЕГЭ по литературе – 12. Из них тестовых заданий – 7, заданий с развернутым ответом – 5. Нумерация заданий сквозная. Задания КИМ ЕГЭ по литературе сгруппированы по определенной системе. Каждый вариант КИМ ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. Часть 1 состоит из двух комплексов заданий. Первый комплекс (задания 1-6) предполагает анализ представленного в КИМ фрагмента эпического, прозаического произведения, драматического или лиро-эпического произведения. 4 задания (1-4) предполагают краткие ответы, требующие написания слова, двух слов, словосочетания, последовательности цифр. 2 задания с развернутым ответом ограниченного объема 5.1/5.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и 6 предполагают прямой связный ответ из 5-10 предложений. Второй комплекс (задания 7-11) проверяет умение анализировать лирическое произведение (стихотворение или фрагмент стихотворения), лирическую поэму, эпическое стихотворное произведение (басню), лиро-эпическое (балладу). 3 задания (7-9) с кратким ответом требуют написания слова, двух слов, словосочетания, трех цифр. 2 задания с развернутым ответом ограниченного объема 10.1/10.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и 11 предполагают прямой связный ответ из 5-10 предложений. Часть 2 включает одно задание (12) и представляет собой сочинение на литературную тему в объеме не менее 250 слов. Участнику экзамена предлагается выбрать одну тему из пяти (12.1; 12.2; 12.3; 12.4; 12.5). 2. Типология заданий КИМ ЕГЭ и их распределение по уровням сложности (таблица 2 в презентации). Структурно задания КИМ выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня к заданиям повышенного уровня и высокого уровня сложности. Задания первой части проверяют знание творческой биографии писателей и поэтов, содержания художественных произведений, владение теоретико-литературными понятиями, умения анализировать художественные произведения и осуществлять сопоставительный анализ с учетом литературно-исторического контекста. Часть 1 КИМ включает задания базового уровня сложности (1-4 и 7-9) и повышенного уровня сложности (5.1/5.2 и 6; 10.1/10.2 и 11). В части 1 задания 1-4 и 7-9 базового уровня проверяют знание текстов эпических, драматических, лиро-эпических, лирических произведений и знание теоретико-литературных понятий, являющихся инструментарием для анализа этих художественных произведений, и предполагают краткие ответы: написание слова, двух слов, словосочетания, последовательности цифр. Среди заданий 1-4, 7-9, предполагающих краткие ответы, есть: • два задания (4, 7) с пропуском двух слов (в бланк ответов записываются два слова без пробелов и запятых); • одно задание (3) на соответствие: в ответе на это задание необходима запись цифр в строгой последовательности; • одно задание (9) требует выбора трех правильных вариантов из пяти (в бланк записываются три цифры в любом порядке, но лучше сделать запись в порядке возрастания). Задания повышенного уровня сложности. Задание 5.1/5.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) требует развернутого ответа на вопрос к фрагменту эпического, лиро-эпического, драматического произведения и проверяет умение анализировать эпизод прозаического произведения. Задание 10.1/10.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) требует развернутого ответа на вопрос к лирическому стихотворению или фрагменту стихотворного произведения и проверяет умение анализировать стихотворное произведение. Согласно критериям к заданиям (5.1/5.2 и 10.1/10.2) главными элементами ответов являются: • наличие прямого ответа на вопрос; • соответствие ответа авторской позиции; • обоснование высказанных тезисов на основе анализа текста; • соблюдение фактологической точности. Алгоритм ответа на вопросы заданий 5.1/5.2 и 10.1/10.2: 1) Тезис-ответ на вопрос с обязательной опорой на авторскую позицию. 2) Примеры-иллюстрации из текста (не менее двух). 3) Вывод: тезис, в котором содержится анализ роли данного эпизода в контексте всего произведения (в выражении главной мысли произведения) или тезис о пафосе лирического произведения. Задания повышенного уровня сложности (6, 11) проверяют умение осуществлять сопоставительный анализ с выходом в широкий литературный контекст. Согласно критериям к заданиям (6 и 11) главными элементами сопоставительного анализа являются: • указание названия и автора ОДНОГО произведения, выбранного экзаменуемым для сопоставления (могут быть указаны в любом месте ответа); • обоснование выбора этого ОДНОГО произведения с опорой на текст; • сопоставление выбранного экзаменуемым ОДНОГО произведения с исходным текстом в указанном направлении анализа; • опора на авторскую позицию и фактологическая точность. Алгоритм ответа на вопросы заданий 6 и 11: 1) Должны быть указаны без ошибок автор и название произведения. 2) Обоснование–тезис: по какому признаку можно сопоставить исходный текст с выбранным произведением. 3) Сопоставление-аргумент: сопоставление конкретного эпизода исходного текста с выбранным для сравнения. Часть 2 содержит альтернативное задание высокого уровня сложности 12.1-12.5 (сочинение объемом не менее 250 слов), проверяющее умение создавать связное, развернутое письменное высказывание, аргументированное примерами из художественных текстов (по памяти). Участник экзамена выбирает только одну из пяти предложенных тем. В комплекте КИМа могут использоваться разные формы предъявления задания: • в виде вопроса; • в виде тезиса-утверждения. Темы задания формата 12 могут быть широкими и узкими и соответствуют традиционной типологии. «Узкие» темы (от образа к идее произведения): • один образ-персонаж; • проблемный вопрос (причина поступка персонажа или группы персонажей); • сравнительная характеристика, т.е. два образа-персонажа (или две группы образов-персонажей) со сходными, общими и разными специфическими чертами; • противопоставление двух непохожих образов-персонажей (или двух групп образов-персонажей); • смешанная характеристика двух образов-персонажей или двух групп образов- персонажей (чаще это второстепенные или внесценические персонажи). «Широкие» темы (от авторской позиции к анализу образов): • идейное содержание литературного произведения Н: Как раскрывается тема бунта в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? • тема творчества поэта или писателя Н: Как трансформируется тема Родины в лирике А.А. Блока? • литературоведческая тема Н: Какова роль художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов»? Также в наборе могут быть представлены темы, ориентирующие экзаменуемого на создание сочинения, соотносящегося с такими понятиями, как: • «читательский дневник» Н: Кто из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» вызывает у вас большую симпатию и почему? • «литературный обзор» Н: Страницы истории в отечественной (или зарубежной) литературе второй половины XX–начала XXI века. (На примере одного произведения.) • «диалог искусств» Н: Какие эпизоды романа Л.Н. Толстого «Война и мир», с вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения.) Самое главное во всех пяти развернутых ответах заданий повышенного уровня (5.1/5.2 и 6; 10.1/10.2 и 11) и высокого уровня сложности (12.1-12.5) – это анализ текста с опорой на авторскую позицию. Анализ текста не равен пересказу. Пересказ – это констатация фактов или изложение прочитанного. Анализ – это интерпретация текста: содержит оценку поступков героев, толкование значений эпизодов, деталей, элементов композиции, толкование авторского замысла, главной мысли. Анализ предполагает тезисы и аргументы. 3. Элементы содержания, проверяемые КИМ ЕГЭ, и комплектация вариантов. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ, представлен в кодификаторе (Раздел 2 с. 7-26) и содержит 9 подразделов. В подразделе 1 «Сведения по теории и истории литературы» (с. 9-11 кодификатора) представлены все литературоведческие термины и понятия, знание которых проверяется в тестовой части базовых заданий (1-4 и 7-9), а также при выполнении заданий с развернутым ответом (5.1/5.2 и 6; 10.1/10.2 и 11; 12.1-12.5). В подразделах 2-8 (с. 11-25 кодификатора) представлен перечень художественных произведений русской литературы в соответствии с литературными эпохами: 2. Из древнерусской литературы. 3. Из литературы XVIII в. 4. Из литературы первой половины XIX в. 5. Из литературы второй половины XIX в. 6. Из литературы конца XIX–начала XX в. 7. Из литературы первой половины XX в. 8. Из литературы второй половины XX–начала XXI в. В подразделе 9 (с. 25-26 кодификатора) «Из зарубежной литературы» представлен перечень художественных произведений зарубежной литературы, но не в хронологическом, а в алфавитном порядке. Для составления КИМ ЕГЭ подразделы 2-9 (перечень художественных произведений) объединяются в три содержательных блока: 1) древнерусская литература, литература XVIII в. и первой половины XIX в.; 2) литература второй половины XIX в.; 3) литература конца XIX–начала XXI в. В части 1 первого и второго комплексов заданий группировка текстов для анализа подчинена принципу хронологического охвата предметного курса (от древнерусской литературы до литературы начала XXI в). Согласно проекту спецификации КИМ ЕГЭ 2022 г. (с. 6), «представленные в части 1 художественные тексты в зависимости от комплектации конкретного варианта экзаменационной работы в той или иной комбинации отражают РАЗНЫЕ литературные эпохи». В заданиях 7-11 для анализа могут быть представлены тексты стихотворений не только из отечественной, но и из зарубежной поэзии различных эпох. В ряде случаев при выполнении заданий 6 и 11 допускается выбор примера для сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы, поэтому экзаменуемым необходимо очень внимательно читать формулировки заданий. В части 2 пять тем сочинения КИМ ЕГЭ (альтернативного задания 12.1-12.5) также формируются с учетом трех содержательных блоков, названных выше. В комплекте обязательно представлены темы по всем трем содержательным блокам, две темы из пяти могут соответствовать одному из трех содержательных блоков, так как темы сочинений различаются еще и по типам (литературоведческая, один образ-персонаж; система образов; сравнительная характеристика двух образов-персонажей или двух групп образов-персонажей; проблематика и идейное содержание литературного произведения; «читательский дневник»; «литературный обзор», «диалог искусств»). В КИМ ЕГЭ 2022 г. (с. 11), «в некоторых формулировках тем сочинений части 2 предусмотрена возможность обращения к произведению отечественной или зарубежной литературы (по выбору участника)». 4. Система оценивания заданий КИМ ЕГЭ. Оценивание заданий части 1 (1-4 и 7-9), предусматривающих краткие ответы, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств. За каждый верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом (1-4 и 7-9) выставляется 1 балл. Максимальный первичный балл – 7. Ответы на задания (5.1/5.2 и 6; 10.1/10.2 и 11) части 1, предусматривающие развернутые ответы ограниченного объема, и альтернативное задание 12 (12.1-12.5), требующее написание сочинения, оцениваются независимыми экспертами предметной комиссии ЕГЭ по литературе по критериям. Выполнение заданий 5.1/5.2 и 10.1/10.2 оценивается по трем критериям (по каждому критерию – максимально 2 балла). Максимально за выполнение каждого из заданий (5.1/5.2 и 10.1/10.2) выставляется по 6 первичных баллов. Выполнение заданий 6 и 11 оценивается по трем критериям (по критериям 1, 3 – максимально по 2 балла; по критерию 2 – 4 балла). Максимально за выполнение каждого из заданий (6, 11) выставляется по 8 первичных баллов. Выполнение задания части 2 (12.1-12.5) оценивается по вщсьми критериям. Максимально за выполнение задания 12 (12.1-12.5 сочинение) выставляется 18 первичных баллов. Общий максимальный первичный балл за всю экзаменационную работу – 53. Первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале. 5. Время, отведенное на выполнение заданий КИМ ЕГЭ по литературе. Продолжительность ЕГЭ по литературе – 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется 2 часа отвести на выполнение заданий части 1, остальное время – на выполнение задания части 2. Опыт подготовки старшеклассников к ЕГЭ по литературе и работы в предметной комиссии ЕГЭ по литературе г. Москвы требует признать, что экзаменуемые не успевают выполнить все 5 заданий, требующих развернутых ответов, если работают с черновиками. Данная проблема решаема, если развернутые ответы писать сразу на бланках без черновиков. Конечно, есть риски допустить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки, однако исправления допустимы, если они читаемы. Запись ответов в бланке лучше делать не на каждой клеточке, а через (у текста ответа «должен быть воздух»). При выполнении заданий, требующих развернутых ответов, можно использовать черновик, на котором актуально составлять только планы ответов и, может быть, формулировать отдельные сложные предложения. При выполнении заданий КИМ ЕГЭ по литературе в 2022 г. «экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём» . Резюме. Еще раз уточним структуру КИМ ЕГЭ по литературе ЕГЭ по литературе состоит из 12 заданий со сквозной нумерацией: 7 тестовых заданий, 5 заданий, предусматривающих развернутые ответы. Часть 1 включает: • 7 заданий базового уровня сложности с кратким ответом, каждое из этих заданий оценивается в 1 балл, максимальное количество первичных баллов – 7; • 4 задания повышенного уровня сложности с развернутым ответом ограниченного объема: два из них (задания 5.1/5.2 и 10.1/10.2) являются альтернативными: экзаменуемый выбирает один из двух предложенных вариантов заданий (5.1 или 5.2 и 10.1 или 10.2). Задания 5.1/5.2 и 10.1/10.2 оцениваются максимально по 6 баллов за каждое; два задания (6 и 11) оцениваются максимально по 8 баллов за каждое; максимальное количество первичных баллов за 4 задания – 28. Часть 2 содержит одно альтернативное задание высокого уровня сложности (12.1-12.5): экзаменуемый выбирает из пяти предложенных тем только одну и пишет одно сочинение объемом не менее 250 слов, максимальное количество баллов – 18. Максимальный первичный балл за работу – 53. Общее время выполнения – 3 часа 55 минут (235 минут).

Комментариев нет:

Отправить комментарий