Wikipedia

Результаты поиска

понедельник, 28 ноября 2022 г.

Применение стратегий чтения на уроках литературы

Сегодня у современных детей чтение выступает в качестве дополнения к учебе и становится фрагментарным, отрывочным. При этом ценность книги начинает определяться тем количеством информации, которое из нее можно извлечь. В этом случае книга утрачивает важнейшие функции: художественно-эстетическую, нравственно-философскую, мировоззренческую, и начинает восприниматься как обезличенный источник информации (как сайт или гиперссылка). Школьники, таким образом, становятся более прагматичными, и в отношении книги и чтения они часто выступают как потребители. Вместе с тем исследования показали, что молодое поколение читает, но не привычные старшему поколению книги, а тексты других форматов, слушает аудиокниги, и, главное, хочет поделиться своим мнением о прочитанном, и делает это, читает и оставляет свои отзывы не в читательских дневниках, а на сайтах электронных библиотек и книжных магазинов, на сайтах детских издательств, где участвует в конкурсах на лучшую изданную книгу. Одной из важных задач современной школы является воспитание читателей, и это главная цель уроков литературы. Чтение художественных произведений, сопровождаемое знакомством с жизнью и творчеством их авторов, с необходимыми теоретическими понятиями, анализ текстов, творческие работы, связанные с прочитанным, и многое другое, чем занимаются обучающиеся на уроках литературы, безусловно, способствует становлению читателя. Нетрадиционные формы уроков самостоятельного чтения «К уроку-обсуждению школьники и учитель заранее совместно определят, какие произведения вызывают интерес, в какой форме будет представлена книга, нужно предложить прочитать ее остальным обучающимся, чтобы обсуждение прошло продуктивно. Не стоит пугаться, что обучающиеся могут предложить для чтения книгу недостаточно высокого художественного уровня. Подготовка к уроку и обсуждение такого произведения позволят увидеть его литературное несовершенство. Пусть ребята поспорят, отстаивая свое мнение, применят знания и навыки, полученные на уроках литературы в процессе изучения классических образцов. Со временем уровень их читательской квалификации будет расти, качественно улучшится самостоятельный выбор книг для чтения. Урок-обзор «Книжные новинки» может подготовить как учитель, так и ученики. Задачей таких уроков будет знакомство ребят с новыми авторами и произведениями. В настоящее время достаточно сложно ориентироваться в огромном потоке выпускаемой книжной продукции. Навигатором могут служить литературные премии, конкурсы на лучшую книгу для детей, книжные выставки и ярмарки, информация о которых широко представлена в Интернете. Такие уроки целесообразно проводить хотя бы один раз в год. На уроке-рекламе обучающиеся представляют прочитанную ими книгу, возможно, в виде яркой тематической презентации, небольшой инсценировки или выразительного чтения фрагмента, иллюстрирования произведения с комментариями. В центре внимания урока-портрета будет литературный герой, как положительный, так и отрицательный. Школьники активно создают словесный портрет героя самостоятельно прочитанного произведения, выявляют и оценивают качества его характера, выражая собственное отношение к его поступкам. Здесь ребята обнаруживают свое умение анализировать художественный текст, обобщать и делать выводы. Кроме того, такие уроки имеют большое воспитательное значение. Урок-конкурс на самую лучшую книгу. Особенно интенсивно школьники проявят умение формулировать собственное мнение, обосновывать его, ведь нужно быть очень убедительным, чтобы доказать, что выбранная книга достойная. Применение стратегий чтения на уроках литературы Предтекстовые стратегии определяют задачи чтения, актуализируют знания школьников, знакомят с ключевыми словами, необходимыми понятиями, обучают умению прогнозировать содержание, мотивируют на чтение. Предтекстовые стратегии применяются до прочтения художественных произведений. 1. «Рассечение вопроса» Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте. 2. «Соревнуемся с писателем» Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов предугадывания содержания произведения. Ученикам дается установка, например: «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации». Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют. Текстовые стратегии обучают тому, как выдвигать гипотезу о содержании, подтверждать или опровергать ее, помогают осмыслить прочитанное, развивают рефлексию, по сути, помогают восприятию художественных произведений, обучают их анализу. Текстовые стратегии применяются во время или после чтения. По отзывам учителей литературы они иногда применяют на уроках стратегии «Дерево вопросов», «Мозговой штурм», «Спросите автора». Представляют интерес стратегии работы с текстами средних и больших жанров (повесть, роман): «Обзор» в модификации «Экскурсия по главе книги», «Следуйте за персонажем» (с составлением граф-схем), «Цитаты действующих лиц». Также найдут свое мести на уроке стратегии работы с текстами малого жанра (анекдот, сказка, рассказ, новелла): «Рассказ» с использованием графсхемы, «Поставь проблему — предложи ее решение». Представим некоторые текстовые стратегии подробнее. 1. «Чтение про себя с вопросами» Цель: формирование умений вдумчивого чтения. Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором». 2. «Чтение с остановками» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка». 3. «Дневник двойных записей» Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой — написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул. Послетекстовые стратегии обучают интерпретировать художественные произведения и корректировать собственную интерпретацию в соответствии с пониманием авторского замысла, обращать внимание на детали, ключевые слова, идеи, обобщать содержание, составлять свое мнение и аргументировать его. Послетекстовые стратегии применяются во время или после чтения произведений. 1. «Черты характера». Цель: обучение интерпретации текста. Представлен список общих черт характера. Нужно отметить черты характера, которыми обладает герой книги и подтвердить свое мнение эпизодом из книги. 2. «Список тем книги». Стратегия ориентирована на обучение интерпретации текста, обобщение содержания и формулирование концептов книги в виде списка тем. 1. Сначала выбираются близкие к личной интерпретации темы из готового списка. 2. К ним добавляются свои темы и объясняется выбор. 3. Каждый учащийся выбирает одну тему для обсуждения, представляет ее, пользуясь материалом книги. Остальные задают ему вопросы, соглашаясь или нет с его точкой зрения. Таким образом, учащийся берет на себя ответственность за подготовку темы, отбирает примеры из текста, готовит аргументы в пользу своей интерпретации прочитанного текста, учится защищать свое понимание произведения. Отдельно выделим стратегии продвижения книг, которые обучают выбирать и презентовать прочитанные произведения, их можно применять на уроках самостоятельного чтения 1. «Выбор книги». Суть сводится к тому, что, считав с обложки книги графическую и текстовую информацию, познакомившись с аннотацией, сделав прогноз о возможном содержании книги, школьник принимает решение, будет ли он ее читать. Учитель и/или подготовленные учащиеся приносят несколько книг и по очереди выступают, задавая вопросы, обязательно должен прозвучать небольшой фрагмент, чтобы в результате участвующие в выборе могли сделать подборку книг для чтения. 2. «Информационная карточка книги» (ИКК). Одна из самых удобных и подвижных стратегий продвижения книг. ИКК меняется в зависимости от целеполагания. Формирование планируемых результатов обучения литературе в единстве и взаимосвязи Художественная литература учит мыслить образами, ставить себя на место литературного героя, учит переживанию, сочувствию, прощению, любви и уважению к другому человеку, что способствует достижению обучающимися личностных результатов. Приведем примеры вопросов, нацеленных на достижение личностных результатов. Это задания воспитательного характера. 1. Какое качество объединяет героев стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»? 2. Как бы вы себя вели на месте Тома Сойера в пещере, с тетей Полли, на острове пиратов с друзьями? Какие черты его характера вы бы хотели воспитать в себе, а какие нет? Свой ответ поясните. 3. Какие чувства вы испытывали, читая стихотворение С. Есенина? Как изображена в нем природа? 4. Как жил Маленький принц на своей планете, чем он занимался? Как вы понимаете слова героя: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»? 5. Почему одного из героев рассказа А. И. Куприна называли «чудесный доктор»? Вы согласны, что доктор совершил чудо? Свою точку зрения обоснуйте. К метапредметным результатам относится овладение школьниками универсальными познавательными действиями (логическими, исследовательскими, работой с информацией), универсальными коммуникативными действиями (общение, совместная деятельность), универсальными учебными регулятивными действиями (самоорганизация, самоконтроль (рефлексия), принятие себя и других и пр.). Задания, способствующие достижению метапредметных результатов, должны быть составлены таким образом, чтобы школьники учились самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, ставить и формулировать задачи, осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, осуществлять самоконтроль, «осознанно относиться к другому человеку, его мнению», «признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая»; «уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности» и т.д. Выделим в группы задания, нацеленные на достижение метапредметных результатов. Первая группа заданий (логические действия) способствует выработке умений характеризовать, определять признаки, классифицировать, обобщать, делать выводы, формулировать вопросы, работать с информацией и пр. Приведем примеры. 1. Прочитайте описание природы, выберите эпитеты, определите их функцию в пейзаже. По каким признакам вы определяли эпитеты? 2. Соберите материалы для характеристики героя. Обобщите данные и сделайте вывод о его характере. 3. Распределите героев по группам. Какие общие признаки помогли вам это сделать? 4. Подготовьте интерактивный список (гиперссылки) произведений современного автора детской литературы с аннотациями. Воспользуйтесь ресурсами Интернета. Вторая группа заданий способствует овладению коммуникативными действиями (общение, совместная деятельность и пр.). Приведем примеры. 1. Подготовьте викторину по творчеству А. С. Пушкина. На заключительном уроке по творчеству великого поэта организуйте ее проведение, привлеките к работе своих одноклассников. Подумайте о том, какие задания в подготовке викторины вы им поручите, как они будут участвовать в проведении мероприятия. 2. Поучаствуйте в подготовке и проведении урока внеклассного чтения вместе учителем и одноклассниками. Предложите для обсуждения понравившуюся вам книгу, продумайте, как вы будете ее презентовать, придумайте вопросы для обсуждения книги. Посоветуйтесь с учителем. Если эту книгу прочитал еще кто-то из одноклассников — пригласите его в свой проект. 3. Подготовьте вместе с одноклассниками выразительное чтение по ролям фрагмента юмористического рассказа. Подумайте, как надо читать, чтобы сохранить юмористический характер произведения. Третья группа заданий способствует овладению регулятивными действиями (самоорганизации, самоконтроля, принятию себя и других и т.д.). Приведем примеры. 1. Представьте, что вы оказались на острове пиратов вместе с Томом Сойером и его товарищами. Что бы вы изменили в их образе жизни, о чем предупредили бы, в чем постарались бы убедить? 2. Вы прочитали рассказ Л. Андреева «Кусака». Как вы считаете, правы были хозяева дачи, оставив собаку в одиночестве, или, на ваш взгляд, нужно было повести себя иначе. Поразмышляйте, что можно было сделать, чтобы поверившая людям Кусака не испытала уже второе предательство. 3. Организуйте обсуждение литературного героя (например, Евгения Онегина, Митрофанушки, Башмачкина и т.д.). Подготовьте вопросы, составьте собственную характеристику героя. Проведите обсуждение в классе. Как вы отнесетесь к тому, что мнения о герое не будут совпадать с вашим? Обратим внимание, что, выполняя задания, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов, школьники одновременно учатся анализировать произведения, давать собственную оценку событиям и поступкам героев, что можно отнести к предметным результатам. Обучающиеся овладевают ключевыми понятиями, становятся внимательными к слову. Очень важно, чтобы школьники учились коллективно обсуждать темы, характеризовать литературных героев, уметь формулировать и аргументировать свое мнение, давать собственную оценку прочитанному. Эти умения — вести диалог, давать характеристики, формировать и высказывать свое мнение, обобщать, делать выводы и т.д. — относятся к метапредметным. Характеризуя описанную в произведении ситуацию или размышляя над поставленной автором проблемой, или оценивая поступки героя и аргументируя свое мнение, школьники работают над достижением не только предметных результатов, но и личностных. Подобные многоцелевые задания, работающие на достижение школьниками одновременно предметных и метапредметных, предметных и личностных результатов, предметных, метапредметных и личностных результатов можно считать комбинированными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий