Патриотическое
воспитание как систематическая и целенаправленная
деятельность школы по формированию у
учащихся гражданского сознания
ПЛАН:
1. Постановка
цели и задач.
2.
Актуальность работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся (Греш И.Б.).
3.Формы работы классных руководителей
и учителей - предметников (круглый стол -
обмен опытом).
4.Принятие
решения.
1. Цель:
совершенствование
форм и способов формирования развития у учащихся гражданского сознания,
патриотизма - как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
1)Обобщить
систему работы по данному вопросу.
2)Актуализировать
формы и методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
2.
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека» ( Греш И.Б.)
Эти хорошо
известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и
приобретают еще большую значимость в современном обществе. Многое из окружающей
действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников,
чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя
истинные жизненные ценности.
Среди задач
учебно-воспитательного процесса можно выделить следующие: получение глубоких и
прочных знаний, воспитание воли и стойкости, формирование умения
ориентироваться в окружающей среде, ведение профориентационной работы,
приобщение к истинной культуре, поиск новых форм нравственного воспитания. Эти
задачи решаются в комплексе, где учебный процесс неотделим от воспитательного.
Таким образом, выстраивается воспитательная система школы, которая представляет
собой способ организации жизнедеятельности и воспитания членов коллектива,
представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих
компонентов, способствующих развитию личности и коллектива.
Проблема
патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики
и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного
процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления
личности. События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных
ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства
подростков, резко снизили воспитательное воздействие. Стала более заметной
постепенная утрата подростками патриотического сознания. В общественном
сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм,
немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.
Сегодня
жизненно важно возродить в обществе
чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность,
сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые
качества, которые он сможет проявить в построении нового государства и в тех
видах деятельности, которые связаны с защитой рубежей.
Сохраняя
традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и
любви к своей малой родине, в школе
нужно уделять особое внимание
патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота , основанному на
изучении правовой и государственной
систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся
людей, развитию чувства гордости за свою страну.
Если в
патриотическом воспитании не созданы условия для детской заботы о людях, жизнь
и работа которых создавала культурные ценности нашей страны, то такое
воспитание становится неполноценным.
Патриотическое
воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс
педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое
развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов,
выработки норм поведения.
Учащимся 5-9
классов была предложена анкета «Патриот»
Цель
анкетирования:
определение
содержательной стороны направленности личности, основа отношения обучающихся к
окружающему социуму;
определение
актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации школьников;
определение
градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
Учащимся была
предложена анкета:
Знаете ли
вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?
а) знаю;
б) слышал;
в) слышу сейчас впервые;
г) затрудняюсь ответить.
а) знаю;
б) слышал;
в) слышу сейчас впервые;
г) затрудняюсь ответить.
Одни
считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей
страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство
любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?
а) с первой;
б) со второй;
в) затрудняюсь ответить.
а) с первой;
б) со второй;
в) затрудняюсь ответить.
Патриотизм –
это…
а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;
б) позитивное чувство к Родине;
в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;
г) готовность к самопожертвованию;
д) затрудняюсь.
а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;
б) позитивное чувство к Родине;
в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;
г) готовность к самопожертвованию;
д) затрудняюсь.
Результаты
следующие:
1 вопрос.
Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?
знаю % чел.
слышал % чел.
слышал % чел.
слышу
впервые % чел.
затрудняюсь
ответить % чел.
2 вопрос. Одни
считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны
.Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить
не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?
С первой чел. %
Со второй чел. %
С первой чел. %
Со второй чел. %
3
вопрос. Патриотизм – это…
Данная
анкета была использована в работе со школьниками для определения уровня
сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании
полученных результатов каждым классным руководителем и педагогическим
коллективом, в целом, могут быть внесены коррективы в систему воспитательной
работы с подрастающим поколением.
Понятие
патриотизма
Патриот:
Человек,
одушевленный патриотизмом.
Человек,
преданный интересам какого- либо дела, горячо любящий что-то.
ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему
Отечеству, своему народу.
Цели
патриотического воспитания:
ФОРМИРОВАНИЕ
И РАЗВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ
ФОРМИРОВАНИЕ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Компоненты сознания
Компоненты сознания
Знание
человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как фразу «Я знаю,
что это наше!»
Положительное
отношение к определенным «нашим» фактам истории и культуры. («Я горжусь,
одобряю такие события»).
Готовность
участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране. («Я
готов действовать на благо своей страны»)
Направления
патриотического воспитания
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ
КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
НАУЧНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
Учителям школы был задан вопрос:
«Опишите качества, которыми
должен обладать выпускник школы»
Как вы видите во всех ответах одни и те же слова, причем порядок близок.
В школе мы не только обучаем, а воспитываем. И именно воспитание ложится в
основу формирования гражданина. Воспитанный человек всегда будет стремиться
стать образованным.
Но вот какие формы и методы нужно
использовать для формирования гражданских качеств? Как проводить классные часы
и мероприятия? Как делать это во время уроков?
Выступления
педагогов:
-Котова
А.Н.- основные положения Концепции патриотического воспитания; кружок "Донетчиноведение";
- Горнак
А.Л.- уроки истории;
-Панфилова
Н.А.- библиотечные уроки;
-Николаенко
О.В.- участие в конкурсах патриотической направленности;
-Федорова
В.В.- постановка воспитательной цели урока;
-Фурасьева
Р.М.-воспитательные мероприятия;
-Самохвалова
Н.В.- уроки гражданственности.
Проект решения педагогического совета:
1.Повышение
уровня подготовки и проведения мероприятий патриотического характера с детьми.
постоянно
2.Совершенствование
форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию ( проведение экскурсий, уроков, классных часов, уроков
гражданственности ) с использованием новых технологий в воспитательном
процессе. Презентация результатов работы (фото и видеоматериалы ) на Празднике
последнего звонка.
май 2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий