Мастер-класс как современная форма проведения
обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по разным
методикам и технологиям. Ознакомление с опытом учителей-мастеров посредством
мастер-классов
Цель: ознакомить с технологией проведения мастер-классов, с технологиями интерактивного обучения, инновационными методами
развития творческих способностей обучающихся на основе деятельностного подхода,
популяризовать опыт
работы учителей-мастеров, способствовать обмену опытом по проблеме, профессиональному
самоусовершенствованию и самообразованию.
Время требует развития мобильных
образовательных структур, способных к грамотной оперативной работе с
профессионалами. Мастер-класс – одна из самых перспективных форм таких предприятий,
организующих обмен творческим опытом и повышение квалификации наиболее активных
молодых преподавателей.
Мастер-класс – это (от англ. masterclass: master – лучший в
какой-нибудь области, class – занятие, урок)
современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки
практических навыков по разным методикам и технологиям с целью повышения
профессионального уровня и обмена перспективным опытом участников, расширения
кругозора и т.д.
Мастер-класс для
профессионалов – это возможность познакомиться с новой технологией, новыми
методиками и авторскими наработками.
Принцип
мастер-класса: Я знаю, как это делать. Я
научу вас!
Мастер-класс – это двухсторонний процесс. Непрерывный
контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что
отличает мастер-классы от всех других форм и методов обучения. Поэтому мастер-класс нередко
называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определённого направления в обучении.
Цель мастер-класса – создать условия
для для формирования опыта проектирования адаптивной образовательной среды
обучающихся, индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, а
также ведения исследовательско-экспериментальной и научно-исследовательской
работы учителя.
Общие
положения о мастер-классе:
мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов;
мастер-классы представляют собой профессиональные объединения педагогов;
в мастер-классах объединяются учителя, желающие освоить предлагаемые им
программы, методики, технологии;
в мастер-классах объединяются учителя, желающие получить полную информацию о
позитивном опыте учителя-мастера.
Задачи
мастер-класса:
§
обобщение опыта
работы учителя-мастера по определенной проблеме;
передача учителем-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа
последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической
деятельности;
совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приёмов решения поставленной в
программе мастер-класса проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и
формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Мастер-класс – это не просто демонстрация
знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих
лет. Только профессионал способен на высоком уровне, мудро и просто поделиться
с коллегами достигнутым, уберечь их от ошибок, бесплодных мечтаний, опрометчивых
решений.
Формы и методы проведения
мастер-классов очень разнообразны. Особую роль педагоги-наставники уделяют
личностно ориентированному обучению.
Мастер-классы по форме
проведения могут напоминать семинары, в ходе которых проводятся игры и обсуждения.
Участники не только могут получить знания из первых рук, от
экспертов-преподавателей, пообщаться между собой, обменяться идеями и историями
успеха.
Вопросы,
которые могут быть рассмотрены на мастер-классе:
- демонстрация методики проведения учебных занятий в мастер-классах,
проводимых с учениками, в процессе обучения (возможна демонстрация видеозаписи
учебного занятия);
- демонстрация возможностей мультимедийных компьютерных программ изучения
предмета, применяемых в учебном процессе.
- презентация участниками собственного учебно-методического обеспечения,
применяемого в процессе обучения;
- обзор современных литературных источников (в том числе и зарубежных) в
области новейших технологий предмета;
- обмен мнениями, обсуждение результатов с целью формирования наиболее
оптимальной схемы подготовки по предмету к уроку.
Учитывая уникальность
информации, участники мастер-класса могут определить свой собственный уровень
подготовки по той или иной технологии в сравнении с лучшими учителями в
определенных профессиональных дисциплинах. Оригинальная методика проведения
мастер-класса может включать в себя предварительное тестирование (теоретически
или практически) участников с целью определения их уровня и владения
профессиональной терминологией, краткое изложение теории той или иной
педтехнологии, практические занятия по ряду профессиональных навыков,
проведение заключительного тестирования.
Наглядная демонстрация
функциональных возможностей программно-педагогических средств, созданных с
использованием современных информационных технологий, места
информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе является
одной из задач мастер-класса.
Современный
учитель-профессионал должен отличаться «лица необщим выраженьем». Достичь же
этого результата сегодня крайне непросто. Реализуемые ныне вариативные
образовательные модели, спецификация организуемого учебно-воспитательного
пространства выдвигают на передний план приоритет индивидуализации
профессиональной деятельности учителя. Высокий класс мастерства учителя, а
именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, как раз и
должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но
инновационности не спонтанно-эмпирической, а отмеченной осмысленностью своего
профессионального опыта, его системной проработанностью, выверенностью до
уровня технологически последовательного алгоритма педагогических действий,
ведущих к заранее обозначенному образовательно-воспита-тельному результату. Это
весьма важная и ответственная процедура, высоко ценимая в работе любого
мастер-класса.
Для успешного проведения
мастер-класса учителю нужна технология не ситуационно-эмпирического, а
системного реагирования на возникающие проблемы. Для полноценного использования
технологии нужна предваряющая системно-целевая осмысленность опыта,
отрефлексированность на целостной научно-методической основе.
Личностный фактор в
профессиональной деятельности учителя сегодня как никогда ранее требует учета и
внимания. Любые профессиональные успехи так или иначе «замешаны» на
личностно-психологической основе. Следовательно, мастер-класс есть уникальная
по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной
конкретной сфере «педагогического воспроизводства». Но, как и всякая другая
форма работы с профессиональным опытом учителя, она требует беспрестанной
«шлифовки» и совершенствования.
Бесконечно прав В.А.
Сухомлинский, утверждавший, что «становится мастером педагогического труда
скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя».
Все эти и многие другие
аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо
приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения
квалификации специалистов района, города, страны в целом. Учителям есть чем
поделиться! Но подготовка и проведение
мастер-классов есть кропотливый труд, результаты которого дадут о себе знать в
полном объеме гораздо позже.
В подготовке и проведении
мастер-класса весьма важно сочетание «здоровой» описательности имеющегося опыта
и аналитичности, понимаемой в данном случае как способности участников (а
прежде всего самого педагога-мастера) заглянуть «внутрь» своего опыта, понять
внутренние психолого-педагогические и методические «пружинки», принципы и
механизмы осуществляемой системы педагогических действий. Какие-либо крайности
здесь недопустимы, нужна гармония теоретико-аналитического и
описательно-методического начал. Сразу же возникает вопрос о наличии у педагога
письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других
иллюстративно-методических материалов, ведь оно позволяет участникам
мастер-класса за предельно короткое время погрузиться в сущность представляемого
педагогического опыта.
С другой стороны, нельзя
списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса
сами должны быть профессионально готовы к обстоятельному
теоретико-методическому анализу представляемого опыта. Еще один важный момент
технологии подготовки и проведения мастер-класса касается предваряющего
прояснения вопроса о том, на каком принципиально возможном структурном уровне
профессионального опыта учителя реализуется та или иная авторская инновационная
идея.
Пошаговый алгоритм технологии мастер-класса:
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
2-й шаг. Представление системы уроков.
3-й шаг. Имитационная игра.
4-й шаг. Моделирование.
5-й шаг. Рефлексия.
Сказанное ставит перед готовящимися к мастер-классу реальную практическую
задачу найти адекватные формы и способы представления своего опыта. Здесь и
письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники
мастер-класса могут познакомиться заранее, и разнообразные методические
иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных
видеозарисовок принципиально важных фрагментов уроков, факультативов.
Во время проведения мастер-класса можно применять интерактивные методики:
участники принимают участие в ролевых играх, работают в командах.
Опыт работы в системе повышения квалификации позволил установить, что
использование при обучении педагогов игровой деятельности и характерных для нее
механизмов межличностного взаимодействия позволяет сделать это обучение более
эффективным.
Формы проведения мастер-классов:
сюжетно-ролевая игра в форме групповой работы;
демонстрация умения развивать различные виды памяти на материале своего
предмета;
привитие интереса к изучению своего предмета;
представление системы воспитания с наблюдением по заранее заданному плану;
уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной
работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности учителя-мастера и
его учеников;
самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по
методике или технологии учителя-мастера;
совместное моделирование внеклассного мероприятия;
методика изучения предмета на чувственно-эмоциональном уровне; оптимального
использования современных информационных и коммуникационных технологий;
использование мультимедийных контролирующих и обучающих программ;
организация проектной, исследовательской, творческой деятельности учащихся и т.д.
Итог мастер-класса
учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной
работы по своему предмету;
мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность
школьников; создает условия для роста педагогического мастерства «учеников» на
основе рефлексии собственного педагогического опыта.
В
завершение еще одно важное замечание относительно методики подготовки и
проведения мастер-класса. Представление опыта на мастер-классе окажется
односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта
в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму
разнообразных мнений и оценок о нем.
Инструкция по проведению мастер-класса
1.Определите тему мастер-класса. Тема
должна отражать проблему, над которой вы работаете. Ваши слушатели должны
заранее знать, что вы им покажете. В принципе, тема мастер-класса
для учителей может быть любой – прогрессивная методика преподавания,
нетрадиционные педагогические приемы, современный подход к личности учащегося и
подаче нового материала, необычное применение технических средств обучения.
2.Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите
добиться. Если вы проводите мастер-класс с использованием
детского коллектива, поставьте перед собой две основные цели – что должны
узнать взрослые и что получат дети в результате этого урока. Целей для каждой
аудитории может быть и несколько. Например, взрослые, посмотрев открытый урок,
должны понять, какие средства вы используете, в чем новизна того или иного
педагогического приема, как теоретические разработки, которыми пользуются все
взрослые, которые придут на занятие, можно использовать в преподавании
конкретного предмета.
3.Продумайте форму, в которой вы будете проводить свой мастер-класс.
Это может быть урок как на наиболее продвинутом классе, так и на взрослой
аудитории. Если вы даете мастер-класс, например, по применению
технических средств обучения или по новой системе организации школьного
пространства – продумайте, какие виды занятий с детьми наиболее наглядно
проиллюстрируют вашу тему. Если вы хотите научить педагогов необычным способам
оформления класса, это можно сделать и без привлечения детского коллектива.
Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые бы демонстрировали
процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или
видеофильм.
4.Позаботьтесь о наглядных пособиях. Они должны быть и для
детского коллектива, и для взрослых. Пособия для детей – самые обычные,
которыми вы бы пользовались на уроке по данной теме без всякого мастер-класса.
Пособия для взрослых должны иллюстрировать основные направления вашей работы,
наиболее важные пункты методики и самые характерные этапы.
5.Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию.
Тема и способы подачи должны быть не только актуальными, но и основываться на
лучших качествах вашей личности, равно как и опираться на интересы и мотивацию
вашей аудитории. Постройте план мастер-класса так, чтобы можно
было показать и результат того, чего вы уже добились (обычно это первая часть
урока, когда учащиеся демонстрируют свои знания), так и интересно дать новый
материал. Помните, что современная педагогика допускает массу интересных
приемов, от исторической или игровой презентации до компьютерного моделирования
и создания виртуальной реальности. Не ограничивайте себя в приемах. Чем более
яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели.
Однако урок должен быть не только новаторским, но и в первую очередь
методически грамотным. Вы должны уметь объяснить, зачем вы применяете именно
этот прием.
6.Очень большую роль играет общая культура педагога и стиль его
общения с аудиторией. За несколько дней подготовки, конечно, всю мировую
культуру не освоить. Но если слово «культура» для вас что-то значит – особых
проблем с подготовкой у вас не будет. Стиль общения должен отвечать
поставленным задачам и особенностям аудитории. Чем свободнее вы будете себя
чувствовать – тем лучше, но свобода не должна переходить в развязность.
7.Не волнуйтесь. К вам придут ваши коллеги, которые очень хотят
научиться тому, что уже умеете вы. И ваша задача – дать им общее направление.
После мастер-класса
вам непременно зададут вопросы. Будьте готовы на них ответить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий