Wikipedia

Результаты поиска

Мастер-класс как современная форма проведения обучающего тренинга-семинара

Мастер-класс как современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по разным методикам и технологиям. Ознакомление с опытом учителей-мастеров посредством мастер-классов
Цель: ознакомить с технологией проведения мастер-классов, с технологиями интерактивного обучения, инновационными методами развития творческих способностей обучающихся на основе деятельностного подхода, популяризовать  опыт  работы  учителей-мастеров, способствовать обмену опытом по проблеме, профессиональному самоусовершенствованию и самообразованию.
            Время требует развития мобильных образовательных структур, способных к грамотной оперативной работе с профессионалами. Мастер-класс одна из самых перспективных форм таких предприятий, организующих обмен творческим опытом и повышение квалификации наиболее активных молодых преподавателей.
Мастер-класс – это (от англ. masterclass: master – лучший в какой-нибудь области, class – занятие, урок) современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по разным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена перспективным опытом участников, расширения кругозора и т.д.
Мастер-класс для профессионалов – это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.
Принцип мастер-класса: Я знаю, как это делать. Я научу вас!
Мастер-класс – это двухсторонний процесс. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех других форм и методов обучения. Поэтому мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определённого направления в обучении.
Цель мастер-класса – создать условия для для формирования опыта проектирования адаптивной образовательной среды обучающихся, индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, а также ведения исследовательско-экспериментальной и научно-исследовательской работы учителя.
Общие положения о мастер-классе:
                    мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов;
                    мастер-классы представляют собой профессиональные объединения педагогов;
                    в мастер-классах объединяются учителя, желающие освоить предлагаемые им программы, методики, технологии;
                    в мастер-классах объединяются учителя, желающие получить полную информацию о позитивном опыте учителя-мастера.
Задачи мастер-класса:
§                    обобщение опыта работы учителя-мастера по определенной проблеме;
                    передача учителем-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
                    совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
                    рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
                    оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Мастер-класс это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Только профессионал способен на высоком уровне, мудро и просто поделиться с коллегами достигнутым, уберечь их от ошибок, бесплодных мечтаний, опрометчивых решений.
Формы и методы проведения мастер-классов очень разнообразны. Особую роль педагоги-наставники уделяют личностно ориентированному обучению.
Мастер-классы по форме проведения могут напоминать семинары, в ходе которых проводятся игры и обсуждения. Участники не только могут получить знания из первых рук, от экспертов-преподавателей, пообщаться между собой, обменяться идеями и историями успеха.
Вопросы, которые могут быть рассмотрены на мастер-классе:
- демонстрация методики проведения учебных занятий в мастер-классах, проводимых с учениками, в процессе обучения (возможна демонстрация видеозаписи учебного занятия);
- демонстрация возможностей мультимедийных компьютерных программ изучения предмета, применяемых в учебном процессе.
- презентация участниками собственного учебно-методического обеспечения, применяемого в процессе обучения;
- обзор современных литературных источников (в том числе и зарубежных) в области новейших технологий предмета;
- обмен мнениями, обсуждение результатов с целью формирования наиболее оптимальной схемы подготовки по предмету к уроку.
Учитывая уникальность информации, участники мастер-класса могут определить свой собственный уровень подготовки по той или иной технологии в сравнении с лучшими учителями в определенных профессиональных дисциплинах. Оригинальная методика проведения мастер-класса может включать в себя предварительное тестирование (теоретически или практически) участников с целью определения их уровня и владения профессиональной терминологией, краткое изложение теории той или иной педтехнологии, практические занятия по ряду профессиональных навыков, проведение заключительного тестирования.
Наглядная демонстрация функциональных возможностей программно-педагогических средств, созданных с использованием современных информационных технологий, места информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе является одной из задач мастер-класса.
Современный учитель-профессионал должен отличаться «лица необщим выраженьем». Достичь же этого результата сегодня крайне непросто. Реализуемые ныне вариативные образовательные модели, спецификация организуемого учебно-воспитательного пространства выдвигают на передний план приоритет индивидуализации профессиональной деятельности учителя. Высокий класс мастерства учителя, а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно-эмпирической, а отмеченной осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью, выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному образовательно-воспита-тельному результату. Это весьма важная и ответственная процедура, высоко ценимая в работе любого мастер-класса.
Для успешного проведения мастер-класса учителю нужна технология не ситуационно-эмпирического, а системного реагирования на возникающие проблемы. Для полноценного использования технологии нужна предваряющая системно-целевая осмысленность опыта, отрефлексированность на целостной научно-методической основе.
Личностный фактор в профессиональной деятельности учителя сегодня как никогда ранее требует учета и внимания. Любые профессиональные успехи так или иначе «замешаны» на личностно-психологической основе. Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере «педагогического воспроизводства». Но, как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом учителя, она требует беспрестанной «шлифовки» и совершенствования.
Бесконечно прав В.А. Сухомлинский, утверждавший, что «становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя».
Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения квалификации специалистов района, города, страны в целом. Учителям есть чем поделиться! Но подготовка и проведение мастер-классов есть кропотливый труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже.
В подготовке и проведении мастер-класса весьма важно сочетание «здоровой» описательности имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в данном случае как способности участников (а прежде всего самого педагога-мастера) заглянуть «внутрь» своего опыта, понять внутренние психолого-педагогические и методические «пружинки», принципы и механизмы осуществляемой системы педагогических действий. Какие-либо крайности здесь недопустимы, нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал. Сразу же возникает вопрос о наличии у педагога письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов, ведь оно позволяет участникам мастер-класса за предельно короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта.
С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны быть профессионально готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта. Еще один важный момент технологии подготовки и проведения мастер-класса касается предваряющего прояснения вопроса о том, на каком принципиально возможном структурном уровне профессионального опыта учителя реализуется та или иная авторская инновационная идея.
Пошаговый алгоритм технологии мастер-класса:
                    1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
                    2-й шаг. Представление системы уроков.
                    3-й шаг. Имитационная игра.
                    4-й шаг. Моделирование.
                    5-й шаг. Рефлексия.
Сказанное ставит перед готовящимися к мастер-классу реальную практическую задачу найти адекватные формы и способы представления своего опыта. Здесь и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут познакомиться заранее, и разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок принципиально важных фрагментов уроков, факультативов.
Во время проведения мастер-класса можно применять интерактивные методики: участники принимают участие в ролевых играх, работают в командах.
Опыт работы в системе повышения квалификации позволил установить, что использование при обучении педагогов игровой деятельности и характерных для нее механизмов межличностного взаимодействия позволяет сделать это обучение более эффективным.
Формы проведения мастер-классов:
                    сюжетно-ролевая игра в форме групповой работы;
                    демонстрация умения развивать различные виды памяти на материале своего предмета;
                    привитие интереса к изучению своего предмета;
                    представление системы воспитания с наблюдением по заранее заданному плану;
                    уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности учителя-мастера и его учеников;
                    самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике или технологии учителя-мастера;
                    совместное моделирование внеклассного мероприятия;
                    методика изучения предмета на чувственно-эмоциональном уровне; оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий;
                    использование мультимедийных контролирующих и обучающих программ;
                    организация проектной, исследовательской, творческой деятельности учащихся и т.д.
Итог мастер-класса
                    учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету;
                    мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников; создает условия для роста педагогического мастерства «учеников» на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
В завершение еще одно важное замечание относительно методики подготовки и проведения мастер-класса. Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем.
Инструкция по проведению мастер-класса
1.Определите тему мастер-класса. Тема должна отражать проблему, над которой вы работаете. Ваши слушатели должны заранее знать, что вы им покажете. В принципе, тема мастер-класса для учителей может быть любой – прогрессивная методика преподавания, нетрадиционные педагогические приемы, современный подход к личности учащегося и подаче нового материала, необычное применение технических средств обучения.
2.Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться. Если вы проводите мастер-класс с использованием детского коллектива, поставьте перед собой две основные цели – что должны узнать взрослые и что получат дети в результате этого урока. Целей для каждой аудитории может быть и несколько. Например, взрослые, посмотрев открытый урок, должны понять, какие средства вы используете, в чем новизна того или иного педагогического приема, как теоретические разработки, которыми пользуются все взрослые, которые придут на занятие, можно использовать в преподавании конкретного предмета.
3.Продумайте форму, в которой вы будете проводить свой мастер-класс. Это может быть урок как на наиболее продвинутом классе, так и на взрослой аудитории. Если вы даете мастер-класс, например, по применению технических средств обучения или по новой системе организации школьного пространства – продумайте, какие виды занятий с детьми наиболее наглядно проиллюстрируют вашу тему. Если вы хотите научить педагогов необычным способам оформления класса, это можно сделать и без привлечения детского коллектива. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые бы демонстрировали процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм.
4.Позаботьтесь о наглядных пособиях. Они должны быть и для детского коллектива, и для взрослых. Пособия для детей – самые обычные, которыми вы бы пользовались на уроке по данной теме без всякого мастер-класса. Пособия для взрослых должны иллюстрировать основные направления вашей работы, наиболее важные пункты методики и самые характерные этапы.
5.Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Тема и способы подачи должны быть не только актуальными, но и основываться на лучших качествах вашей личности, равно как и опираться на интересы и мотивацию вашей аудитории. Постройте план мастер-класса так, чтобы можно было показать и результат того, чего вы уже добились (обычно это первая часть урока, когда учащиеся демонстрируют свои знания), так и интересно дать новый материал. Помните, что современная педагогика допускает массу интересных приемов, от исторической или игровой презентации до компьютерного моделирования и создания виртуальной реальности. Не ограничивайте себя в приемах. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако урок должен быть не только новаторским, но и в первую очередь методически грамотным. Вы должны уметь объяснить, зачем вы применяете именно этот прием.
6.Очень большую роль играет общая культура педагога и стиль его общения с аудиторией. За несколько дней подготовки, конечно, всю мировую культуру не освоить. Но если слово «культура» для вас что-то значит – особых проблем с подготовкой у вас не будет. Стиль общения должен отвечать поставленным задачам и особенностям аудитории. Чем свободнее вы будете себя чувствовать – тем лучше, но свобода не должна переходить в развязность.
7.Не волнуйтесь. К вам придут ваши коллеги, которые очень хотят научиться тому, что уже умеете вы. И ваша задача – дать им общее направление. После мастер-класса вам непременно зададут вопросы. Будьте готовы на них ответить.



Комментариев нет:

Отправить комментарий