Wikipedia

Результаты поиска

понедельник, 6 февраля 2017 г.

ЗЛО И ДОБРО В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»

ЗЛО И ДОБРО В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»

ЗЛО И ДОБРО В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»
Отрицательные герои в «Недоросле» — не только выразители социальных, нравственных и интеллектуальных недостатков, но и одновременно представители абсолютного инфернального начала. На это, в частности, указывает общая для них фамилия — Скотинины.
Какой смысл вкладывали Фонвизин и его современники в слово «скот»? «Скотом» называли, как и в наше время, невежественного, грубого, низкого человека, и это ярко характеризует отрицательных персонажей комедии. Но «скот» обозначало и другое — человека, предавшегося злу и потерявшего душу, надругавшегося над образом Божиим в себе самом и потому ставшего безобразным — не человеком, а скотом. Именно в этом значении и применяет драматург к своим героям значащее прозвище-фамилию — Скотинины.

Усугубляется их скотство особым влечением к свиньям, а свинья уже в глубокой древности воспринималась как представитель темной силы, как один из образов сатаны, и это представление было живо в XVIII столетии. Скотинины «Недоросля», влюбленные в свиней, оказываются адскими персонажами, и не случайно Правдин говорит об «адском нраве госпожи Простаковой».
Иными предстают положительные персонажи «Недоросля» — Стародум, Правдин, затем Софья, Милон. Если сущность отрицательных героев выражается словами «скот» и «свинья», то для их антиподов ту же роль обозначения сущности играет слово «душа». О душе беседует Стародум с Правдиным, с Софьей, это слово постоянно звучит в их разговорах. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», — в этих словах жизненное кредо не одного Стародума, но и всех его единомышленников.
Не случайно В. И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» первым выделяет следующее значение: «Душа — это бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волей». Именно это значение оказывается особенно важным для положительных героев. В нем акцентируется волевое начало обладателя души, наличие же воли, в свою очередь, предполагает активное отношение к жизни. Человек не пассивно следует за житейскими обстоятельствами, он сам, руководствуясь разумом, выбирает жизненную позицию и таким образом реализует свою внутреннюю свободу.
Это отчетливо проявляется даже в речи персонажей «Недоросля». Отрицательные герои говорят сочно, ярко, их речь — поток, часто прерывистый и беспорядочный, она изобилует разговорными и просторечными оборотами. Герои же положительные, напротив, вдумчиво строят свою речь, и она получается очень книжной. И в лексике, и в синтаксисе соблюдены правила и нормы книжного высокого языка.
Для нас, привыкших к языку реалистической и постреалистической литературы, разговоры Простаковой, Митрофанушки и Скотинина кажутся интереснее и художественно выразительнее, нежели дисциплинированные беседы Стародума и Правдина. Эта книжность и сухость кажутся нам эстетическим просчетом, даже недостатком мастерства Фонвизина. Но с точки зрения литературной теории и практики того времени дело обстоит иначе.
Фонвизин изображает положительных героев, которые выбрали добро и руководствуются им в своей жизни. Этот выбор сделал их свободными, дал им духовную власть над миром, они хозяева положения и стремятся разумно организовать и окружающую действительность, и свой внутренний мир, и свою речь. Их отношение к слову отражает отношение к миру. Нормативность их речи, следование риторическим правилам и доказывает, что они обладают волей и разумом.
Совсем иначе говорят герои отрицательные. Основу их словесного образа составляет необработанная разговорная речь. Они прямо выплескивают поток своей речи, как он приходит им в голову, не пытаясь овладеть им и как-то обработать. Точно так же они не пытаются, не способны овладеть ни миром, ни собой, а напротив — подчиняются давлению действительности и своим хаотическим страстям. Они слуги зла и лишены воли и свободы.



П. Е. Бухаркин

Комментариев нет:

Отправить комментарий