Wikipedia

Результаты поиска

понедельник, 26 апреля 2021 г.

Использование интерактивных технологий при осуществлении методического сопровождения процесса совершенствования профессиональной компетентности педагогов

   

«Использование интерактивных технологий при осуществлении методического сопровождения процесса совершенствования профессиональной компетентности педагогов»

 

                     Греш Ирина Борисовна,

        заместитель директора по УВР

 МОУ «Школа №22 г. Тореза»

 

Аннотация

 

В работе раскрывается актуальность применения интерактивных технологий при осуществлении методического сопровождения  процесса совершенствования профессиональной компетентности педагогов в контексте внедрения Государственных  образовательных стандартов Донецкой Народной Республики. Раскрыто понятие интерактивных технологий, определены наиболее используемые в конкретной образовательной организации интерактивные технологии в работе с педагогами. Описан процесс формирования управленческой компетентности учителя и его педагогического мастерства через системный подход. Освещены вопросы повышения профессиональной компетенции учителей через активное внедрение интерактивных технологий. Показаны  результаты методического проекта «Профессиональная самореализация педагога» в конкретной образовательной организации.



Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------ 3                

Теоретический раздел-------------------------------------------------------  4 - 7

Методический раздел--------------------------------------------------------  8 - 18

Выводы-------------------------------------------------------------------------- 19

Список использованной литературы----------------------------------- 20

2

 

Введение

      В ситуации происходящих в образовании изменений все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Быстрота происходящих в обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании. Государственные образовательные стандарты ориентированы на создание условий конкурентноспособности современного педагога в информационном обществе. Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточном уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, носителя новейших знаний и технологий. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию, готовности к педагогическим инновациям напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.

     Педагогические инновации представлены:

 - содержательно: в целевой установке, предусматривающей формирование универсальных учебных действий (УУД), необходимых для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных задач;

 - инструментально: в использовании современных технологий обучения как интегрированной системы урочной и внеурочной деятельности;

 - процессуально: в дифференциации содержания обучения, обеспечивающей баланс основного и ознакомительного материалов, способствующих формированию общей культуры, социализации , расширению кругозора современных школьников.

Реализация требований ГОС Донецкой Народной Республики предполагает освоение педагогами особенностей личностно-ориентированного обучения,

системно-деятельностного подхода к обучению, знание психолого-педагогических и дидактических принципов обучения.

3

Теоретический раздел

    В современном мире залогом успеха любой организации, в том числе и образовательного учреждения, является обеспечение высокого качества кадрового потенциала, что в свою очередь поможет повысить эффективность деятельности организации, а значит сделать ее наиболее конкурентоспособной.

    Современная трактовка профессиональной компетентности педагога носит интегративный характер и понимается как:

 - совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда (Е.П.Тонконогая);

 - комбинация личностных качеств и свойств (Л.М.Митина);

 - проявление единства профессиональной и общей культуры (Т.Г.Браже, Е.А.Сколовская);

 - комплекс профессинальных знаний и профессионально-значимых личностных качеств (С.Г.Вершеловский, Ю.Н.Кулюткин).

    Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов.Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию интерактивных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Интерактивное обучение с каждым годом завоевывает все больше сторонников в профессиональном образовании, широко используется в обучении педагогов. Это обусловлено характеристиками самих обучающихся, целями образования педагогов, ориентированных на переосмысление уже сложившейся системы знаний, умений, навыков, опыта, развитие критического, творческого мышления.Педагоги - активны, самостоятельны, склонны к самоуправлению, играют ведущую роль в реализации процесса обучения. У них есть собственная система ценностей, свои ожидания, личная мотивация, свой социальный контекст. Обучение рассматривается как средство для разрешения жизненных и профессиональных проблем. Все вышеперечисленные особенности свидетельствуют о том, что обучение педагогов - очень сложный процесс, который должен быть организован особым образом, с использованием богатого опыта обучающихся как источника обучения, с широким применением интерактивных технологий обучения, обеспечивающих максимальную самостоятельность и активность при обучении.

4

     В обучении посредством интерактивных технологий преобладает партнерский, диалоговый стиль общения обучающихся и педагогов. Характерными чертами обучения являются сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на пддержку индивидуальности педагога, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе выбора содержания и способов учения, сотрудничества обучающихся и обучающих. Все эти характеристики процесса обучения способствуют широкому применению интерактивных технологий, форм и методов обучения. Кроме того, интеактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у педагогов напряженность и тревожность. Исследования показывают, что взрослый человек держится за свои ценности, жизненные и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них. Интерактивные технологии способствуют активизации перспективного опыта, обмену знаниями, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, творческому подходу, формированию критической самооценки собственной практики.                    Под интерактивными технологиями сегодня понимают технологии взаимодействия между субъектами, которые позволяют учитывать в процессе взаимодействия личностные особенности участников. Интерактивные технологии обеспечивают процесс обучения, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники образовательного процесса обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

    Практика свидетельствует, что интерактивные методы обучения дают возможность приблизиться к решению противоречий между общим для всех нормативным содержанием образования и их индивидуальными возможностями, склонностями, интересами; между ориентацией на развитие творческих способностей и традиционными методами и формами обучения, которые нацелены на передачу готовых знаний.

    Интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов.

    Владение интерактивными технологиями способствует созданию целостного представления о профессиональной компетентности, ее динамике и месте в реальной деятельности, помогает адаптации имеющихся знаний к новым обстоятельствам, целям и задачам.

5

    Все большее количество педагогов на практике убеждаются в необходимости и эффективности использования образовательных технологий деятельностного типа. Наиболее перспективными являются следующие: развитие критического мышления, проектная и исследовательская деятельность, разноуровневая дифференциация, модульное обучение. Цель организационно-методического сопровождения – создание условий для осознанного повышения учителями собственной профессиональной и технологической компетентности по формированию и развитию УУД обучающихся. В настоящее время меняется и основная функция педагога: из передатчика информации превращается в менеджера, где главное для него – управлять процессом обучения. Итак, новый тип обучения – деятельностный. Поэтому современный учитель по новой парадигме образования должен уметь диагностировать деятельность, явления, факты, ставить цель, прогнозировать и планировать деятельность в соответствии с целями, управлять и корректировать процесс деятельности, анализировать и рефлексировать результаты деятельности, адаптировать, моделировать, экспериментировать и вводить новое в свою деятельность. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, в ходе которого у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

    Обновленные Государственные образовательные стандарты Донецкой Народной Республики повысили требования к профессиональной грамотности педагогов. Учитель обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень. Безусловно, чтобы повысить свой уровень компетентности, учителю необходимо увеличить объем получаемой информации, совершенствовать формы и методы работы. Подготовка педагога к использованию новых форм организации воспитательно - образовательного процесса значительно облегчается в условиях осуществления методического сопровождения его профессиональной деятельности. Одна из важных задач методической службы в школе – создать такие условия, которые побуждали бы педагога к самоанализу и саморазвитию.

6

    Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный и умеющий мобилизовать свой личностный потенциал всовременной системе обучения и воспитания школьника.  В связи с повышением требованием к качеству школьного образования меняется и подход к методической работе с кадрами, характер и направленность которой зависит от профессиональной зрелости каждого педагога. Новый подход к методической работе с педагогами должен обеспечивать обратную связь, откровенный обмен мнениями, формировать положительные отношения в коллективе. В этом случае в работе с кадрами должны использоваться интерактивные формы и методы работы, предполагающие коллективные обсуждения, рассуждения, аргументацию выводов. Широкое использование интерактивных форм и методов работы способствует достижению таких важных целей: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию, повышение уровня активности и самостоятельности, развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности, повышения стремления к сотрудничеству.                 Методическая работа в школе – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность по повышению профессиональной компетентности учителя. Она занимает важное место. Одним из наиболее существенных качеств системы методической работы является ее многоструктурность. Целесообразно выделить три основных аспекта: деятельностный аспект и его компоненты (мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты); содержательный аспект (методическая подготовка, научно-теоретическая подготовка, психолого-педагогическая подготовка); управленческий аспект (педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование).  Это позволяет составить индивидуальный маршрут развития каждого педагога. Таким образом, обеспечивается целостная система работы с педагогическими кадрами по повышению профессионального уровня в аспекте формирования управленческой компетентности.

    Процесс формирования управленческой компетентности можно разделить на следующие этапы: определение состава управленческих компетенций;  раскрытие функциональных свойств каждой компетенции в системе формирования управленческой компетентности и определение их достаточного количества;  поиск рациональных форм и способов взаимосвязи и взаимодействия управленческих компетенций во внутришкольной системе повышения квалификации; определение целостности системы формирования управленческой компетентности.

 

 

 

7

 

Методический раздел

    Школьное образование сегодня нуждается в педагоге, умеющем самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить пути их решения. Как сделать, чтобы каждый  педагог стал активным, заинтересованным участником различных форм методической работы?  За много лет я пришла к выводу, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы работы. Рассмотрим подробнее преимущества использования интерактивных форм и методов работы в школе. Во-первых, значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальная и познавательная активность. Во-вторых, реализуются те стороны личности, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития. В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможна результативная работа педагогического коллектива. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.  

    Интерактивные формы и методы работы с кадрами должны занять особое место в учебном учреждении, стать важным звеном в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как они, прежде всего, способствуют повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы. Изучив теорию вопроса и опыт работы по данной проблеме, исходя из понимания, что сегодня уровень методической работы в образовательном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности, был поставлен вопрос повышения активности педагогов. Исходя из этого, были определены задачи методической работы в школе: совершенствование методической культуры и повышение мастерства педагогов, создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов с использованием различных интерактивных форм и методов работы.

    Работа строится от простого к сложному, логически обоснованно, чтобы интерактивные формы соответствовали содержанию, ведь никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не могут. Мы в своей работе используем различные формы и методы: консультации, семинары, мастер-классы, деловые игры, круглые столы, дискуссии.

 

8

 

    Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, обучение нестандартным выходам из проблемной ситуации, овладение новым педагогическим мышлением. Остановимся на некоторых особенностях использования форм и методов повышения мастерства педагогов.

     В начале учебного года мы проводим анкетирование, затем дифференцируем педагогов по степени мастерства и подбираем с учетом этого соответствующие формы и методы методической работы. Предварительно методическим советом школы было проведено изучение форм интерактивного обучения.  Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые, на мой взгляд, наиболее продуктивные из них.

    Наиболее простая форма группового взаимодействия – «Круг общения», где  педагоги имеют возможность выслушать мнения своих  коллег и  высказать своё мнение, убедиться в его достоверности.  Прием «Круга общения» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать методические рекомендации.  «Деловая игра» эффективна в том случае, если  педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Основная цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий. «Методический диалог» проводится с целью обсуждения определенной темы, выработки плана совместных действий. Форма проведения – круглый стол. Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Движущей силой диалога является культура общения и активность участников. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях. Тренинги проводятся  в основном для отработки профессиональных навыков и умений. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. В тренингах  широко применяются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения.

9

    Тренинги помогают создать доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки. Говоря об интерактивных формах и методах работы с педагогическими  кадрами, отмечу также эффективность применения технологии развития критического мышления. Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задач образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию. Обобщить знания педагогов по какой  – либо теме помогают «Кластеры».  Прием «Корзина идей»это прием организации индивидуальной и групповой работы педагогов  на начальной стадии обсуждения какой-либо проблемы, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают педагоги  по обсуждаемой теме.

    Практика работы доказывает преимущество использования интерактивных форм работы в формировании профессиональной компетентности педагогов. При систематическом групповом взаимодействии у них формируется культура общения, независимое мышление. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.

     Особо мне хотелось бы вычленить низкий уровень участия педагогов в профессиональных и творческих конкурсах. Для школы с основным составом в 12-13 человек разного возраста  -  это серьезная проблема.  Как ее решить? Как привести педагога к успеху? Педагоги очень ранимы, неудача может спровоцировать множество комплексов.  Конкурсная ситуация в полной мере осуществляет запрос на сущностные силы педагога. Профессиональный рост педагога невозможен без самообразовательной потребности. Конкурсы профессионального мастерства пропагандируют перспективный педагогический опыт, развивают готовность педагогов к реализации индивидуального подхода в педагогической деятельности, а главное – поощряют профессинальную активность и педагогическое творчество, которое обуславливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы.

    Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседания педагогических сообществ, творческие отчеты, участие в экспертных комиссиях рождают уверенность в собственных силах.

10

 

    Участие в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчета времени, огромного психологического напряжения. Педагогические конкурсы являются эффективным средством творческой самореализации педагогов в профессиональной деятельности и позволяет каждому из них наметить свою траекторию профессионального саморазвития в соответствии с профессиональными и личностными запросами. Сегодня конкурсы профессионального мастерства становятся предметом научных исследований и характеризуются с различных позиций, чрезвычайно важных для развития образования, открывают новые таланты, создают плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста коллег.

      С целью решения этой задачи методическим советом школы был разработан проект «Профессиональная самореализация педагога» (2016-2017 учебный год).

Методический проект

«Профессиональная самореализация педагога»

Цель: формирование индивидуальной, высокоэффективной системы педагогической деятельности.

Задачи:- развитие ценностных ориентиров, убеждений, мотивов педагогов к творческой деятельности, участию в профессиональных и творческих конкурсах;- развитие профессиональной мобильности, повышение конкурентноспособности  педагогов.

Прогнозируемый результат:

-уровень инициативы, творческой активности  преобразуется в процесс активизации саморазвития и профессионального роста педагогов  через участие в профессиональных конкурсах.

I.Диагностико - подготовительный этап

Цель: активное стимулирование мотивации педагогов, формирование умения социально позиционировать себя в профессии, содействие повышению личной заинтересованности педагогов в конкурсной деятельности.

 

 

11

Мероприятия:

1. Психолого-педагогический мониторинг профессиональных и личностных способностей педагогов.

Сентябрь                                                            психолог

2.Тренинги:

 2.1. «Общение с коллегами».

 2.2. «Повышаем самооценку».

Сентябрь                                                             психолог

3. Разработка и утверждение Положений о школьных конкурсах «Мой лучший урок», «Электронное портфолио педагога».

 Сентябрь                                                         методсовет

II.Обучающий этап формирования готовности педагогов к участию в конкурсах.

Цель:  раскрытие перед педагогами различных возможностей самореализации, повышения их ценности как профессионалов.

Мероприятия:

1. Практические занятия:

1.1. «Навыки публичного выступления».

1.2. «Имидж учителя».

1.3. «Защита проекта  «Презентация».

               Октябрь-февраль                                         зам. директора

2. Мастер-класс по представлению и защите позитивного педагогического опыта.

              Январь                                                   учителя высшей категории

3. Педагогическая гостиная «Творческий портрет учителя».

        Февраль                                              аттестующиеся учителя

12

III.Аналитико-результативный этап

Цель: закрепление конкурентноспособности  педагогов  путём участия в конкурсах профессионального мастерства  на школьном и городском  уровнях.

Мероприятия:

1. Организация участия педагогов в школьных конкурсах (по выбору и желанию):

1.1. «Мой лучший урок»

Март                                                                 педагоги МОУ

1.2. «Электронное портфолио педагога»

Апрель                                                              педагоги  МОУ

3. Собеседование с педагогами по выявлению итогового уровня сформированности  компонентов  готовности к участию в конкурсном движении: мотивационно-ориентационных, оценочно-рефлексивных  и содержательно-операционных, по  выявлению причин несоответствия результатов  запланированной цели.

Май                                                        зам. директора по УВР

    Результаты были положительными. В основном у всех педагогов появилась уверенность в себе и желание презентовать себя. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью  ознакомления с опытом своей работы. Для того чтобы подготовить педагога к участию в конкурсе на муниципальном уровне, нужно дать ему возможность продемонстрировать свои достижения на уровне школы, получить признание коллег. Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, продемонстрировать результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагога появляется возможность показать, что он является современным учителем.

13

 

С удовлетворением следует отметить, что 50% учителей приняли участие в школьном конкурсе «Мой лучший урок».

Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. На разном уровне, но всеми педагогами были созданы электронные портфолио.

Каждый педагог – это личность, требующая индивидуального подхода. Следующим результативным  стал проект «Ступени успешности учителя».  Прямой целью методической работы в школе является рост уровня профессионального мастерства отдельного учителя и всего педагогического коллектива. В течение пяти лет наш коллектив работал над методической проблемой « Повышение уровня профессионального мастерства педагогов путем моделирования индивидуальной траектории развития» в рамках единой городской проблемы. У меня  как заместителя директора по  учебно-воспитательной работе была прекрасная возможность на городских методических мероприятиях познакомиться с опытом коллег - завучей, убедиться в том, что мы выбрали правильный путь.  При тьюторской поддержке  членов школьного методического совета  каждым педагогом была разработана индивидуальная траектория развития.  Это позволило работать  дифференцированно с каждым учителем по различным направлениям методической работы: и по самообразовательной деятельности, и в выборе брендинговых технологий, и  по привлечению  к участию в вебинарах как на муниципальном, так и на республиканском уровне, и по привлечению к участию в профессиональных конкурсах. Педагог стал смелее, свободнее, ответственнее. А главное, уроки стали  интереснее, увлекательнее, результативнее.

Мониторинг участия педагогов в городских профессиональных и творческих конкурсах свидетельствует о росте профессионального мастерства, повышении уровня творческой активности, особенно молодых учителей. Они инициативны, трудолюбивы, готовы бороться за лидерство, добиваться поставленных целей. Но при всём стремлении к достижению поставленных целей конкурсантам необходима поддержка тех, у кого намного больше опыта. Чаще всего наставниками оказываются  руководители НМК, методисты, опытные учителя. Опрос участников профессиональных конкурсов показал, что для каждого их них была важна и необходима поддержка со стороны руководства и коллектива.

14

Как правило, трудолюбивая команда целеустремлённых педагогов, действующая сообща, стремящаяся к единой цели и приводит, чаще всего, к достойному результату. Поэтому, наставникам, то есть заинтересованным людям, которые выдвигают участника на нелёгкий труд подготовки и участия в конкурсе, нужно осуществить безусловную поддержку своему конкурсанту, с помощью которой и будет достигнут качественно высокий уровень.

Приведу всего один пример.  Лишь три года назад сагитировать  учителя  на участие в конкурсе  «45 минут славы» было просто невозможно, не говоря уже  о личной инициативе. А в 2017 году  учитель начальных классов вошла в число победителей  муниципального  этапа. Разве это не результат системной работы по  реализации  городской научно-методической проблемы «Повышение  уровня профессионального мастерства педагогов  в условиях   функционирования  образовательных округов, внедрения государственных образовательных стандартов»? Всего два-три года назад учителей школы надо было уговаривать поделиться своим опытом работы на страницах педагогической прессы. А сегодня восемь педагогов имеют свои публикации, участвуют в апробации  пособий, сами готовят  методические пособия и  охотно участвуют в конкурсе «Методический шедевр». А молодой специалист, педагог-организатор в 2017 году стала победителем городского конкурса «Педагогический старт».

Учителю, который изъявил желание участвовать в конкурсе педагогического мастерства можно предложить памятку участника.

Памятка участника конкурса педагогического мастерства

1.Мотивационный компонент

 Участие в конкурсе способствует:

- повышению своего социального статуса;

- изучению и использованию опыта коллег;

- развитию своего творческого потенциала, видению новых идей;

- развитию своих коммуникативных навыков;

- установлению новых ценных профессиональных контактов;         

- публикации своих авторских материалов в журналах, конференциях разного уровня;

- повышению своего авторитета в обществе, в педагогическом коллективе;

- изменению своего профессионального имиджа.

 

 

15

2.Для участия в конкурсе педагогического мастерства необходимо:

-    установить контакты с администрацией (руководством) учреждения, методистом ГМЦ, курирующим предмет или ответственным за конкурс, согласовать свое намерение участвовать в профессиональном конкурсе педагогического мастерства;

-    детально изучить положение конкурса, обратив внимание на требования к оформлению работы и на критерии оценивания;

-    изучить опыт конкурсантов-победителей и лауреатов прошлых лет;

-    оценить свои возможности участия в конкурсе, быть готовым к продуктивной работе;

-   проанализировать методические материалы, используемые в своей работе, выделив из них авторские и творческие наработки;                                                                                  

-  привлечь педагогов своего коллектива к обсуждению Вашего материала, поделиться своими идеями, выслушать их мнение, критику, применить советы;

- использовать советы педагога-психолога в ходе подготовки к конкурсу и непосредственного выступления;

-  определить с руководством состав команды - поддержки на протяжении всего конкурсного испытания (возможно, участие будет принимать всё образовательное учреждение), необходимо найти активных коллег, которые оказали бы помощь в фото- и видеосъемке, просмотрах репетиций, оформлении методических, практических материалов и т. д.;

-    проанализировать свой имидж: стиль одежды, внешний вид, манеры общения.

 

Вывод:  Памятка  даёт возможность участникам увидеть перспективы, которые открывает конкурс педагогического мастерства, помогает определить готовность участника конкурса к действию, а при принятии решения участвовать в конкурсе ориентирует, какие первые шаги в ходе подготовке к конкурсным испытаниям необходимо сделать.

Рекомендации руководителю  к действиям, которые необходимо предпринять при подготовке учителя к конкурсу педагогического мастерства:

1. Этап принятия решения

    Грамотные руководители видят потенциал своих педагогов. Поэтому предложение  участвовать в конкурсе – это возлагаемые надежды на результат. Однако, согласие педагога – это сугубо личное дело, поэтому  мотивация и поддержка руководителя – это немаловажный аспект для изъявления желания учителя участвовать  в профессиональном конкурсе.

16

2. Этап формирования команды

    Есть в жизни ситуации, с которыми человек может легко справиться самостоятельно. Это не относится к конкурсу педагогического мастерства. В данном испытании необходим командный дух, когда каждый из участников выполняет определённую роль. Бывает, что команда единомышленников уже слажена и действует в рамках деятельности своего учреждения. Если таковой команды нет, то руководителю необходимо всеми усилиями сплотить, хотя бы небольшое количество людей для данного вида деятельности (состав команды: участник-исполнитель, человек, который готов публично делиться наработанным опытом, отстаивать свою точку зрения, в целом показывать уровень своего учреждения, обладающий лидерскими качествами или стремлением их приобрести; мозговой центр — это грамотные люди, которые готовы координировать действия своего участника и направлять его; команда поддержки — это люди, которые готовы поддержать  в нелёгком труде, как идеями, так и моральной поддержкой, необходимой на каждом этапе выступления).

3. Этап подготовки

    Каждое мероприятие, будь то открытое занятие, мастер-класс или самопрезентация, требуют максимальной концентрации усилий от конкурсанта на длительное время и помощи со стороны администрации. Будьте готовы эту помощь оказать.

4. Этап планирования

    Правильное планирование времени и последовательность действий — одна из составляющих успеха. Не стоит забирать у конкурсанта все его личное время. Психологи советуют, самое сложное в своей деятельности необходимо выполнять в первой половине дня. Действительно, большая концентрация внимания приходится именно на это время суток. Поэтому грамотный руководитель найдет возможность обеспечить конкурсанту (команде)  наиболее результативное время для подготовки к конкурсу.

5. Этап рефлексии (Результат)

    Результат зависит от усилий, которые готовы приложить конкурсант, команда и администрация. Результат зависит не только от работы над материалом (идея, методика, приёмы), но и  от работы над внешними данными конкурсанта (речь, манеры поведения, жестикуляция, мимика, эмоциональные реакции).

17

 

6. Вознаграждение

    Вознаграждение за участие в конкурсе, как материальное, так и моральное важно для педагога. Выраженное в виде награды, вручения ценного подарка, материального поощрения в виде премии, внесение имени в книгу почета школы, но в торжественной обстановке, будет ярким примером и стимулом для остальных коллег педагогического коллектива.

    Чтобы мотивировать педагогов на рост профессионального мастерства, нужно самому заместителю директора демонстрировать  готовность к росту своего профессионализма. Приступая к работе над проблемой по  индивидуальной траектории развития, начала с себя. Мои первые шаги: на личном примере убедить коллег в возможности успеха.  Сегодня  результаты  моей работы в рамках  индивидуальной траектории развития таковы: участие в  третьей  Международной научно-практической конференции (заочной) «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детства в образовательном пространстве: проблемы и перспективы» (доклад «Искусство руководства как основа сотрудничества в коллективе»), презентация опыта работы на городском уровне  «Влияние методической работы на повышение профессионального мастерства  педагога путем моделирования индивидуальной траектории развития в условиях функционирования образовательных округов». А дальше нужно было поднять педагогов, убедить, что они тоже могут. Моими главными помощниками стали руководители ШПНМК, которые сумели так построить работу предметных комиссий, чтобы дать возможность каждому педагогу проявить себя. Сначала это были единицы, в основном учителя начальных классов.  А теперь и пассивные в прошлом учителя принимают участие в разного рода педагогических состязаниях. Так, учитель начальных классов  стала участницей конкурса «Педагогический Х-фактор», а учитель физической культуры  составила конкуренцию более молодым коллегам в конкурсе «Лучший урок физической культуры». Учителя разных дисциплин прекрасно проявили свои театральные способности в фестивалях «РодНики» (2017 год), «СОТы: слово, образ, театр» (2018 год). Словесники достойно представили школу в «Методических каникулах с «Хрустальной чернильницей». Каждый человек, а педагог особенно, должен соответствовать  духу времени, в котором живет. Каждый должен быть интересен своим коллегам, ученикам. Нужно уметь обновляться, находить в себе скрытые резервы. Нельзя требовать от других того, чего не делаешь сам.  Результатом работы всего коллектива стало третье место в городском этапе Виртуальной выставки «Образование в Донецкой Народной Республике – 2017», третье место в городском конкурсе «45 минут славы». В настоящее время нет проблем с организацией участия педагогов в профессинальных и творческих конкурсах.

18

Выводы

Таким образом, происходящие в образовании качественные изменения требуют серьезного переосмысления опыта по формированию управленческой компетентности с целью дальнейшего его развития в новых условиях. Интерактивные технологии позволяют формировать у педагогов профессиональные компетенции проектирования образовательного процесса по своим учебным дисциплинам в совместной деятельности с учащимися, анализировать собственную преподавательскую деятельность в условиях взаимодействия.

Предлагаемая организационно-управленческая модель методического сопровождения педагогов обусловливает:

1.Активное  инициирование учителей  к участию в профессиональных конкурсах.

       2.Переход от авторитарной управленческой позиции дидактоцентризма и дисциплинирования к гуманистической позиции сотрудничества с учителями, актуализации их творческих резервов.

3.Развитие у учителей  педагогического целеполагания, педагогического мышления, педагогической рефлексии как системообразующих качеств профессионального самосовершенствования.

 

4.Рост удовлетворенности учителей качеством и результатами своей педагогической деятельности и профессионального саморазвития.

      

       Следовательно, активное внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс позволяет обеспечить повышение уровня профессиональной компетентности учителей, изменение мотивационных стимулов: учителя стремятся к профессиональному росту и личностной самореализации и, соответственно, включаются в поиск новых путей совершенствования процесса обучения. Система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов позволяет добиваться хороших результатов в профессиональной деятельности как каждого педагога, так и всего коллектива в целом.

 

 

 

19

Список использованной литературы

1.Ахметжанова  Г.В.  Актуальные  проблемы  непрерывного  профессионального  образования:  сборник  научных  трудов  /  Федеральное  агентство  по  образованию,  Тольяттинский  гос.  ун-т,  Международная  акад.  непрерывного  пед.  образования,  Ин-т  содержания  и  методов  обучения  РАО;  Тольятти,  2010.  —  234  с.

2.Змеев  С.И.  Технология  обучения  взрослых:  учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений.  М.,  2002.  —  356  с.

3.Кларин  М.В.  Интерактивное  обучение  —  инструмент  освоения  нового  опыта  /  М.В.  Кларин  //  Педагогика.  —  2000.  —  №  7.  —  12—18  с.

4.Компетентностный  подход  в  педагогическом  об­разовании:  Коллективная  монография  /  Под  ред.  Проф.  В.А.  Козырева,  проф.  Н.Ф.  Радионовой  и  проф.  А.П.  Тряпицыной.  СПб.:  Изд-во  РГПУ  им.  А.И.  Герцена,  2008.

5.   Корнеева Ж.А. Влияние интерактивных образовательных технологий на профессиональную компетентность учителей//Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2013. - с.124-127.

6. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов н/Д: Феникс, 2004. 384 с.

7. Муштавинская И. В. «Технология развития критического мышления» Учебно- методическое пособие, 2015.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

9. Селевко Г. К. Классификация образовательных технологий // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 87-92.

                                                                       

20

Комментариев нет:

Отправить комментарий