Wikipedia

Результаты поиска

понедельник, 28 ноября 2022 г.

Специфика литературы как учебного предмета.

Основные аспекты. 1. Цели и задачи изучения предмета «Литература». 2. Основные разделы содержания учебного курса. 3. Результаты обучения и уровни изучения предмета. 4. Системность видов работы на уроках литературы. Важные вопросы: 1. Как осуществить взаимосвязь всех разделов курса предмета «Литература»? 2. Как оценить уровень подготовки учащихся? 3. Как организовать работу на уроках литературы для успешного достижения поставленных целей? Предмет «Литература» является одним из самых сложных в школьном курсе и основополагающим, так как формирует базовые навыки и умения работы с текстом, необходимые при изучении всех дисциплин. Например, чтобы решить задачу по математике или по физике, необходимо сначала понять текст задачи (выявить главную информацию, оценить достаточность информации). I. Цели изучения литературы и решаемые словесниками задачи определены нормативными документами: 1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577); 2) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645); 3) Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15); 4) Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з). Общие цели и задачи: 1. Изучение лучших произведений русской литературы средневековья и XVIII-XXI вв. в литературно-историческом контексте и формирование представлений о литературном процессе как о постоянно развивающейся системе, отражающей историю духовной, интеллектуальной жизни русского общества. 2. Изучение художественных текстов как произведений искусства, что предполагает умение выявлять авторскую позицию, выраженную через сюжет, композицию, систему образов, то есть взгляды писателей на современную им действительность, оценку важных событий в жизни общества. 3. Формирование духовно-нравственных и патриотических ориентиров при изучении древнерусской литературы и лучших произведений русской классики, а также формирование умений оценивать художественные произведения, безупречные по форме, однако спорные по содержанию. 4. Формирование навыка вдумчивого, внимательного, потому «медленного» чтения художественного текста (с карандашом в руке и на бумажном носителе), выявления ключевых слов и словосочетаний, деления текста на смысловые части. Предметные цели и задачи: 1. Формирование умений определять тематику, проблематику произведения, интерпретировать художественный текст с опорой на авторскую позицию. 2. Изучение литературоведческой терминологии как важного инструментария, необходимого для анализа художественного текста. 3. Формирование умений анализировать эпизод, систему образов, структуру и язык художественного произведения, осуществлять сопоставительный анализ фрагментов, образов героев одного и разных произведений. 4. Формирование умений определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом). 5. Формирование умений соотносить позицию автора текста с оценочными суждениями авторов критических статей. 6. Формирование умения создавать самостоятельные устные и письменные развернутые и аргументированные аналитические высказывания. II. Основные разделы содержания курса литературы. 1. Сведения по теории литературы. 1.1. Фольклор. Жанры фольклора. 1.2. Содержание и форма литературного произведения. 1.3. Художественное время и пространство. 1.4. Литературные роды и жанры. 1.5. Содержание и форма литературного произведения. Сюжет, фабула, композиция. Элементы композиции. 1.6. Тематика. Проблематика, идея художественного произведения. Авторская позиция. Пафос. 1.7. Система образов. Средства создания образов. 1.8. Юмор, сатира. Сатирические приемы. 1.9. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства. 1.10. Основы стихосложения. 2. Сведения об историко-литературном процессе. 1.1. Направления в литературе (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм). 1.2. Творческие биографии писателей. 1.3. Литературная критика. 3. Художественные произведения. 1.1. Из древнерусской литературы. 1.2. Из литературы XVIII в. 1.3. Из литературы первой половины XIX в. 1.4. Из литературы второй половины XIX в. 1.5. Из литературы конца XIX–начала XX вв. 1.6. Из литературы первой половины XX в. 1.7. Из литературы второй половины XX–начала XXI вв. Списки произведений художественной литературы представлены в нормативных документах: 1) Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15). 2) Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з). Названные выше три основных раздела находятся в тесной взаимосвязи. Специфика предмета «Литература» заключается в системном подходе: для восприятия художественного текста необходимо знание исторического контекста, творческой биографии писателя, знание литературных направлений и характерных для них художественных методов изображения действительности. Важными для интерпретации и выявления авторской позиции являются знания теоретико-литературных понятий и авторских приемов, являющихся важным инструментарием для анализа художественных произведений. III. Результаты обучения и уровни изучения предмета «Литература». Минимальным уровнем освоения учебного курса литературы является: • знание фамилий авторов и названия их произведений (например в работах выпускников, сдающих ЕГЭ, частотны ошибки, заключающиеся в незнании авторов литературных произведений: роман «Отцы и дети» приписывают Ф.М. Достоевскому, а произведение «Преступление и наказание» – И.С. Тургеневу или Л.Н. Толстому); • владение литературоведческой терминологией на уровне формулировок; • умение пересказать сюжет или фрагмент художественного произведения. Минимальный уровень знаний по литературе необходим для дальнейшего изучения предмета и усвоения его на базовом, то есть обязательном уровне. Минимальный уровень знаний по литературе проверяется при помощи тестовых заданий с выбором ответа или с кратким ответом. Например, Задание 1. Сказку «Аленький цветочек» написал: 1) В.А. Жуковский 2) А.С. Пушкин 3) С.Т. Аксаков 4) П.П. Ершов Ответ: 3 Задание 2. Установите соответствие между фрагментами стихотворений и их названиями и авторами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами. ФРАГМЕНТЫ СТИХОТВОРЕНИЙ АВТОРЫ И НАЗВАНИЯ 1) А.С. Пушкин, «Узник» 2) А.С. Пушкин, «Няне» 3) М.Ю. Лермонтов, «Утёс» 4) А.С. Пушкин, «Зимний вечер» А) Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Б) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. В) Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! А Б В 3 4 1 Ответ: 341 Задание 3. Миф – это … 1) стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера; 2) это картина мира в дошедшем до нас образном повествовании, отражает коллективное сознание народа; 3) устный занимательный рассказ о реальных человеческих отношениях, но в фантастических, необычных ситуациях; 4) краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной, образной форме. Ответ: 2 Базовый уровень изучения курса литературы предусматривает: • вдумчивое чтение, понимание значений ключевых слов; • знание литературных произведений из обязательного списка программы на уровне сюжетных линий и имен героев; • знание текстов художественных произведений на уровне характеристик героев; • анализ ключевых эпизодов, • знание теоретико-литературных понятий и умение определять стихотворный размер, приемы и средства речевой выразительности в тексте. Следующей ступенью базового уровня являются умения: • давать аргументированную характеристику персонажам и их поступкам с опорой на авторскую позицию; • осуществлять анализ эпизода, используя теоретико-литературные понятия как инструментарий; • создавать развернутое связное письменное высказывание на заданную тему (сочинение). Задания, проверяющие базовый уровень освоения учебного курса литературы, могут быть в формате тестов (с кратким ответом) или развернутых ответов ограниченного объема, а также сочинений и эссе. Примеры заданий, проверяющих базовый уровень освоения предмета «Литература». Задание 1. Установите соответствие между персонажами романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их поступками: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами. ПЕРСОНАЖИ ПОСТУПКИ 1) просит императрицу Екатерину о помощи 2) спасая свою жизнь, присягает Пугачёву 3) самовольно оставляет Оренбург и едет в мятежную слободу 4) узнав о дуэли сына, пишет своему крепостному гневное письмо A) Пётр Андреевич Гринёв Б) Алексей Швабрин В) Андрей Петрович Гринёв Ответ: А Б В 3 2 4 Задание 2. Как в литературоведении называется элемент композиции, использованный А.С. Пушкиным для создания картины природы? Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Ответ: пейзаж Задание 3. Укажите размер по стихотворной строке (без указания количества стоп). Ты хочешь знать, что делал я… Ответ: _____ямб____________ Задание 4. Как в литературоведении называются пояснения, которыми Н.В. Гоголь сопровождает ход действия в комедии «Ревизор» (например, Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом – вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении)? //Ответ: ремарки; ремарка Высоким уровнем изучения литературы являются умения осуществлять: • комплексный (системный) анализ прозаического и лирического произведений; • сопоставительный анализ образов героев одного и разных произведений, что предполагает выход в широкий литературно-исторический контекст. Задания, проверяющие высокий уровень владения предметными знаниями, требуют умений создавать самостоятельные аргументированные устные и письменные высказывания с опорой на авторскую позицию и умение использовать теоретико-литературные понятия, обобщать, систематизировать примеры из текста. IV. Прикладные вопросы: как, следуя намеченным целям и задачам, достигнуть желаемых результатов? Анализ любого художественного произведения на уроках литературы предполагает обязательное знание текста художественного произведения на уровне первичного восприятия (первого чтения). Данное условие подобно уроку математики: не зная таблицу умножения, невозможно решать сложные задачи и примеры. Так и на уроке литературы невозможно заниматься анализом произведения, если оно не прочитано. Для понимания авторской позиции важно владение теоретико-литературными понятиями. На уроках литературы недостаточно внушить авторскую позицию, например, по учебнику, так как если тезисы не подтверждены конкретными примерами из текста, учащиеся, не прочитавшие произведение и не знающие текст, не запоминают никакой информации об этом художественном произведении и не в состоянии дать потом полный развернутый ответ. Ведущей на уроках литературы является работа с текстом (с книгой) и минимальное привлечение видео-ресурсов. Изучение художественных произведений осуществляется на уроках поэтапно и системно. Существует ряд прикладных вопросов учебного предмета. 1. Почему существует необходимость комментированного чтения текста и помощи учителя? 2. Как сформировать умение использовать литературоведческую терминологию и уместно ее использовать при анализе художественного произведения? 3. Как связано выявление фактологической и скрытой информации художественного текста с авторской позицией? 4. Как через сопоставительный анализ эпизодов, образов героев можно понять авторскую позицию? 5. Можно ли заранее, на уровне 9 класса, подготовиться к выполнению заданий формата ЕГЭ? Изучение художественного произведения начинается с кропотливой работы с текстом, которая на уроках литературы представляет собой систему разных видов работы учащихся и учителя: 1) Проверка знания текста художественного произведения. 2) Пересказ прочитанного и выявление фактологической информации по вопросам учителя. 3) Чтение текста, сопровождаемое комментариями учащихся и учителя. 4) Элементы литературоведческого анализа с использованием терминологии. 5) Выявление скрытой информации текста и авторской позиции. 6) Элементы сопоставительного анализа эпизодов, поступков и характеристик героев. После комментированного чтения литературного произведения можно выходить на уровни обобщения и систематизации, то есть на все виды анализа текста художественного произведения, указанные в программе: • структурный анализ – метод исследования, предполагающий движение от общего к частному и позволяющий понять, как через композицию, систему образов выражена авторская позиция; • мотивный анализ, предполагающий обобщение и сопоставление разных произведений одного автора; • поуровневый анализ (литературоведческий), предполагающий выявление признаков литературного направления и особенностей методов и приемов автора; • компаративный анализ – в традиционной методике преподавания литературы это сопоставительный анализ, предполагающий выход в широкий литературно-исторический контекст. Все виды анализа художественного текста являются подготовкой к сочинению, проанализированные на уроках ключевые эпизоды становятся необходимыми элементами сочинения, его микротемами, в которых есть тезис и анализ конкретных примеров-иллюстраций. В курсе литературы есть очень трудные темы. Это обусловлено разными факторами. Традиционно сложными для изучения являются произведения древнерусской литературы, несмотря на то, что учащиеся читают их в переводах на современный русский язык, так как средневековая литература Руси отличается от классической русской литературы концепцией, принципами изображения действительности, канонами и системой жанров. Так как современная программа по литературе не соотносится с программой по истории, как это было в советской школе, на уроках литературы словесники вынуждены давать краткий обзор исторических событий, нашедших свое отражение в изучаемых произведениях литературы. Художественные произведения, созданные в конце XVIII–начале XIX вв. вызывают у учащихся затруднения при чтении не только в связи с незнанием исторических реалий, но и из-за непонимания отдельных слов и речевых оборотов. Требуют обязательного комментированного чтения комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», А.С. Грибоедова «Горе от ума». Совершенно непонятной и потому скучной кажется первая глава романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», что мешает учащимся читать произведение дальше. Опыт проверки экзаменационных работ ЕГЭ и по русскому языку, и по литературе показывает, что в трактовках образов главных героев, например Базарова и Раскольникова, выпускниками искажается авторская позиция романов И.С. Тургенева «Отцы и дети», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Обращаясь к произведению Л.Н. Толстого «Война и мир», старшеклассники допускают грубейшие фактические ошибки, а в сочинениях анализ текста подменяют общими тезисами и совершенно не умеют анализировать эпизоды и аргументировать свои суждения конкретными примерами из текста романа-эпопеи. Безусловно, творчество каждого писателя уникально, как уникальны и сами произведения, поэтому, несмотря на общие принципы и подходы, изучение каждого произведения требует выработки особого подхода и методики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий