Wikipedia

Результаты поиска

вторник, 29 ноября 2022 г.

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Аннотация В государственной политике Донецкой Народной Республики сфера образования рассматривается как важнейший стратегический ресурс и основной фактор технологического прогресса и решения социально-экономических проблем. В настоящее время все больше утверждается современное понимание образования как социальной сферы жизни, создающей условия для развития личности обучающихся в процессе освоения ценностей национальной и мировой культуры. Общее среднее образование является определяющим в становлении интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации, формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений. Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. В работе дана общая характеристика универсальных учебных действий, раскрыта актуальность формирования личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка в контексте внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики, определены способы формирования личностных универсальных учебных действий, рассмотрены упражнения на формирование личностных УУД на уроках русского языка. Введение Система образования является одним из важнейших гарантов социальной стабильности, основой экономического развития общества, источником роста интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации. Ее развитие является одним из важнейших приоритетов государственной политики. Развитие общего среднего образования в Донецкой Народной Республике осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований и направлено на дальнейшее повышение уровня качества образования, интеллектуального, культурного и духовно - нравственного потенциала общества. Интенсивное развитие экономики, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обновление технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности общества и государства, рост конкуренции на рынке труда, структурные изменения в сфере занятости вызывают необходимость дальнейшего совершенствования общего среднего образования в направлении более полного удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном образовании, в создании условий для подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой. Развитие образования на современном этапе характеризуется нацеленностью на позитивные преобразования, обусловленные приоритетами государственной образовательной политики. Школа сегодня стремительно меняется, пытается соответствовать времени. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к жизни. С введением новых государственных образовательных стандартов основного общего (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики№120-НП от 07.08.2020 г.) и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №121-НП от 07.08.2020 г.) возросли требования к деятельности учителя. Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Таким образом, тема «Формирование личностных УУД на уроках русского языка» очень актуальна. Объектом нашего изучения стал процесс обучения. Предмет исследования - методы и приемы формирования личностных УУД на уроках русского языка. Цель - изучить особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста средствами русского языка, выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования личностных УУД на уроках русского языка. Задачи: - рассмотреть содержание понятия «личностные универсальные учебные действия» и пути их формирования на уроках русского языка в основной школе; - проанализировать учебно-методические пособия по русскому языку и выявить, посредством каких заданий формируются личностные УУД; - установить, какие современные образовательные технологии помогают в формировании личностных УУД. Методы исследования: - изучение и обобщение педагогического опыта; - педагогическое наблюдение. На наш взгляд, практическая значимость данной работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности формирования личностных УУД в условиях ГОС учащихся основной школы при изучении русского языка.   Раздел 1. Теоретический аспект формирования личностных УУД: основные понятия и технологии. В данном разделе будут рассмотрены характерные особенности современных учащихся, особенности русского языка как школьного предмета, специфика личностных универсальных учебных действий. 1.1. Характерные особенности современных учащихся А. Экзюпери писал: «Ни при каких обстоятельствах в человеке не может проснуться кто-то другой, о ком он прежде не подозревал. Жить – значит медленно рождаться. Это было бы чересчур легко – брать уже готовые души». Действительно, человек – дитя своего времени, и каждому поколению присущи свои особенности образа жизни и образа мысли. Научно-технический прогресс во многом изменил окружающую человека искусственную и естественную среду, ритм и стиль жизни, взаимоотношения между социальными группами, вызвал появление новых интересов и потребностей у людей. Мир переживает лавинообразное увеличение информации, информационный взрыв. Большое развитие получили средства массовой информации – газеты, журналы, телевидение, радио, Интернет. Все это, естественно, не могло не отразиться и на сегодняшних школьниках. Особенности современных школьников изучались многими исследователями (Бунеев Р.Н., 2002, Илюшин Л.С., 2006, Торшилова Е.М., 2001, Степанов П.В., 2006, Ефремов К., 2007, Собкин В.С., 2006 и др.). Изложим кратко основные идеи, значимые для нашего исследования. Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Соответственно, происходит отделение ребёнка от коллектива, от семьи, подчас рушатся моральные нормы, устои. Многие подростки проявляют неверие в традиционные ценности, считают, что традиционные моральные нормы и ценности относительны, не обязательно их все соблюдать. В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности. Таким образом, перед педагогами стала задача дать детям новые стимулы учения – внутренние. 1.2. Особенности русского языка как школьного предмета Русский язык – знаковая система, лежащая в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющая понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного и среднего общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и Донецкой Народной Республики, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного и среднего общего образования. Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Изучение русского языка в общеобразовательной организации решает следующие образовательные задачи: - формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Донецкой Народной Республики; - усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов; - овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств; - овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания; - обеспечение условий для прохождения обучающимися индивидуальных образовательных траекторий. 1.3. Общая характеристика учебных универсальных действий Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. Термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Выделяют следующие виды универсальных учебных действий: 1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. 3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. 4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями. 1.4. Личностные универсальные учебные действия в системе школьного образования Модернизация системы образования подразумевает следование определенным принципам, среди которых важное место занимает идея гуманизации. Принятие социальных ценностей способствует появлению ценностных представлений индивида, на их основе формируются ценностные ориентации, а затем личностные смыслы человека. Индивидуальные ценности являются важной составляющей личности, так как выступают в качестве регуляторов поведения и проявляются во всех сферах деятельности. Предметы гуманитарного цикла, казалось бы, располагают достаточным ресурсом для реализации поставленных задач. Вместе с тем, учителя сталкиваются с рядом проблем. Обозначенный в нормативных документах круг ценностей (патриотизм, семья, культурные достижения, гуманизм и т.д.) по-разному понимается учителем и учеником. Педагог часто стремится поделиться жизненной мудростью, насаждая моральные нормы насильственно. Этот простой способ оказывается не эффективным – школа уже давно потеряла авторитет в области распространения информации. ГОС подразумевает превращение ученика в активный субъект образования. Этот принцип следует положить не только в основу обучения, но и воспитания: в первом случае ребенок сам добывает и анализирует информацию о мире, во втором – учится познавать свой внутренний мир, взращивает в себе осознание важности общечеловеческих ценностей. Не каждый учитель пожертвует для этого драгоценным временем урока. Не каждый ученик готов осознавать и обсуждать свою позицию. Существенной проблемой остается сложность диагностирования личностных результатов. Внутренние убеждения человека проявляются через его поступки. Большинство ситуаций, заставляющих проявиться истинные убеждения человека, случаются за пределами школы и даже за пределами подросткового возраста. Намеренное моделирование ситуаций на уроках не дает стопроцентных гарантий успеха. Сообразительные ученики могут дать «правильные» ответы, желая получить хорошую оценку или угодить учителю. Несмотря на все сложности, педагогическая наука может и должна стараться решить эту проблему. Личностные действия делятся на 3 блока: - самоопределение; - смыслообразование; - нравственно-этического оценивание 1.4.1. Самоопределение Первый блок связан с подготовкой выпускника к самоопределению. Самоопределение – это умение ставить перед собой вопросы, которые определяют какой есть ученик на самом деле, каким он хочет стать, каким он будет в ближайшем будущем. Если ученик имеет представление о том, какими качествами он обладает, что является для него главным, приоритетным, что у него получается хорошо, а что плохо, имеет представление о своих возможностях, то можно сказать, что выпускник определяет себя как личность. 1.4.2. Смыслообразование. Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. Проблема в резком снижении школьной мотивации возникает уже в 1 классе. Дети в самом начале учебного процесса не проявляют активности, не инициативны. Задачей школы является научить детей умению ставить перед собой цели и определять мотивы для её достижения. 1.4.3. Нравственно-этическое оценивание. Третий блок – это линия нравственного развития личности. Вопросы нравственности и морали задаются нами в течении всей нашей жизни. Возникают они и в учебной деятельности в отношениях с учителями, со сверстниками. ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как умение соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами. Также ЛУУД способствуют умению оценивать свое поведение и поступки, помогают в понимании основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни. Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей оценивать и объяснять простые ситуации. Ученики должны уметь различать «хорошие» или «плохие» поступки с позиции общественно-нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе. Также перед учителем стоит задача научить отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). 1.5. Способы формирования личностных УУД Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; • осваивать новые виды деятельности; • участвовать в творческом, созидательном процессе; • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий: • участие в проектах; • творческие задания; • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; • самооценка события, происшествия; • дневники достижений. Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности. 1.5.1. Технология проблемного диалога Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения. На уроках русского языка и литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Наиболее продуктивными являются проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников просят написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников. При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: - умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); - самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); - креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений). Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной. Реализуя данную технологию, учитель работает над развитием не только личностных, но и коммуникативных универсальных учебных действий. 1.5.2. Технология смыслового чтения Всем нам хорошо знакома стихотворная строка В.Берестова: «Как хорошо уметь читать…» Ни у кого уже не вызывает сомнение тот факт, что наряду с навыками владения компьютером и письмом, чтение - одно из базовых умений, без которого нельзя представить себе человека, успешного в любом виде деятельности. С 1 класса мы отслеживаем технику чтения учащихся. Да, умение читать бегло - это важно. Однако в основной школе мы, учителя русского языка и литературы, сталкиваемся зачастую с неумением учащихся читать осмысленно. Кроме того, учителя других дисциплин иногда упрекают нас в том, что дети не умеют читать. На вопрос «Умеете ли вы читать?» учащиеся 5-9 классов отвечают «Да, конечно». И отчасти они правы, технический навык сформирован. Но это лишь одностороннее понимание такого сложнейшего интеллектуального процесса как чтение. Опыт показывает, что школьники не умеют работать с информацией. Мы отмечаем кризис читательской культуры. Процесс чтения многофункционален: это и способ усвоения информации, и социализация, и способ обретения личностных смыслов, определяющих отношение человека к миру, мировоззренческие ценности и отношения. Чтение как вид психической деятельности имеет определенную структуру: - восприятие; - извлечение смысла; - создание нового смысла в результате процесса размышления. Введен термин «смысловое чтение» (впервые об этом заговорили психолингвисты К.Гудман и П. Колерс). Говорят о целевом чтении, активном чтении. Разработаны стратегии, которые управляют и ведут процесс чтения. Под стратегиями понимается определение пути, по которому пойдет читатель; инструментарий, способствующий переработке текстовой информации, обогащающий ее личностными смыслами. Различные виды текста читаются по-разному. Выбор стратегии осуществляется в зависимости от коммуникативной задачи. Так различают просмотровое чтение, ознакомительное, поисковое чтение (сканирование), выборочное чтение, изучающее. Остановится на некоторых приемах работы с текстами. Традиционно не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка, мы ведем работу на примере художественных произведений. Художественный текст обладает свойством выдавать читателям различную информацию. На уроках развития речи используются различные виды работы с текстами: определение темы и идеи, основной мысли; работа с заголовками; предвкушение, предугадывание содержания, составление вопросов к тексту, членение его на абзацы; чтение вслух. На стадии рефлексии после чтения - написание вторичных текстов (эссе, сочинения-миниатюры и т.д.). На уроках русского языка можно предлагать развивать критическое мышления школьников с помощью логических задач. Если тексты художественные читают, то над научными и познавательными текстами работают. Традиционно работа с такими текстами – составление конспекта или плана. Задания такого родам направлены на отработку умения сжимать текст, вычленять самое важное в нем. Если составлять различные виды плана мы учим детей, то навыки переработки текста (реферирование, тезирование, конспект) у них сформированы плохо. Чаще всего школьники выписываются отдельные фразы, зачастую даже грамматически не связанные между собой. Надо заметить, что учителями некоторых дисциплин (история, география) ошибочно используется такой вид работы, как конспектирование, начиная с 5 класса, между тем тема «Конспект» изучается только в 9 классе. Психологи утверждают, что практика составления конспектов эффективна в том случае, когда работает мысль, ставятся вопросы, комментируются цитаты, идет активная аналитическая работа. Здесь можно предложить следующие виды работы: - чтение текста с пометками (инсерт); - кластеры (грозди); - работа с алгоритмами, схемами. Таким образом, учащиеся должны овладеть умениями: - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; - находить в тексте требуемую информацию; - решать учебно-познавательные задачи и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. Исходя из этих требований, необходимо выстаивать систему работы. Для обучения в информационно-образовательном пространстве это особенно актуально, так как значительный объем информации, которую получают учащиеся представлен в форме текстов. 1.5.3. Технология оценивания учебных успехов Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учащихся от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика. Технология оценивания может быть реализована в тетрадях для проверочных и контрольных работ, в «Дневниках или листах достижений», в сравнительных таблицах. Дети сами учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год (что запланировано и что сделано). Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает себя. 1.5.4. Информационно-коммуникационная технология Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации. Осуществляются метапредметные связи. Над формированием личностных универсальных учебных действий работа строится на протяжении всего обучения в школе. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Для формирования личностных универсальных учебных действий необходимо использовать различные технологии в комплексе. И сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные. В итоге обучающиеся получат возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности. Таким образом, в данном разделе нами рассмотрены характерные особенности современных учащихся, особенности русского языка как школьного предмета, специфика и место личностных универсальных учебных действий в системе школьного образования. Мы пришли к выводу, что личностные действия делают учение осмысленным, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.   Раздел 2. 2.1. Формы и методы, используемые при формировании личностных УУД на уроках русского языка. В данном разделе будут рассмотрены упражнения на формирование личностных УУД на уроках русского языка. На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в учебно-методических пособиях, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т.д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, к осознанию себя как гражданина и представителя своего государства – Донецкой Народной Республики. Подобные тексты способствуют воспитанию патриотизма, любви к родному краю, уважения к его истории. Необходимо использовать воспитательный потенциал уроков русского языка. Практическая часть нашей работы сформирована на основе собственного опыта работы, опыта коллег, анализа методических пособий лучших учителей русского языка и литературы Республики. 2.1. Использование краеведческого материала на уроках русского языка Обучение родному языку всегда рассматривается в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок. Учитель русского языка – это проводник в мир слова. Он не просто ведет учеников по маршрутам учебных программ, он помогает ученикам увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием разнообразие мира родной речи, его богатство, его поэзию. Педагог ответственен за душу ребенка, за его умение видеть доброе и красивое. В формировании и развитии ценностно-смысловой сферы школьников большую роль играют эмоциональные переживания. Чувство гордости за свою Родину, свой край, свой город вызывают сообщённые учителем факты о пребывании в их родных местах знаменитых людей, писателей, композиторов, деятелей науки, культуры, исторических личностей, их вкладе в развитие региона. Изучая и исследуя период жизни знаменитых людей, связанных с местами, дорогими сердцу ребёнка, школьники учатся любить свою Родину, развивают гражданскую позицию, чувствуют свою сопричастность к истории страны. Использование материалов литературно-исторического краеведения на уроках русского языка – потребность времени. Обращение к нему продиктовано не только изменениями в политической жизни страны, но и реформированием образования. На уроках русского языка надо помочь детям увидеть внутреннюю красоту русского слова, на каждом уроке ученики должны всматриваться и вслушиваться в язык, и тогда через постижение красоты языка придет понимание его законов, его правил, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи. Обращение к поэзии на уроках русского языка — большой, интересный и сложный путь обучения и развития учащихся. Он связан с повышением речевой культуры учащихся. Надо ли в сегодняшней школе изучать произведения, написанные местными авторами? Конечно! Ведь неотъемлемая часть духовности выпускника – это любовь к родному краю и знание реалий его культуры. В школе изучается и анализируется творчество тех поэтов, кто воспел родной край, красоту родной земли: Ф. Тютчев, С. Есенин, Н. Заболоцкий, но ученики так мало знают о творчестве поэтов, которые живут рядом с ними и так же преданно любят родной край и пишут о нём. Готовясь к уроку, каждый учитель старается использовать интересный материал для закрепления и обобщения темы: ищет в готовых методических пособиях, в поурочном планировании и т. д. Знакомя детей с произведениями местных писателей и поэтов, мы вместе с учениками делаем вывод, что всех их объединяет искренняя любовь, преданность малой родине, умение тонко чувствовать красоту природы, умение простыми словами рассказать о ее неброской прелести и найти незабываемые образы, которые остаются в памяти навсегда. А какое воспитательное значение и культурную ценность несёт каждое произведение! 2.2. Коммуникативно-ситуативные упражнения Цель: формирование нравственных ориентиров в рамках применения межпредметных связей. Коммуникативные-ситуативные упражнения – это вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют следующие группы упражнений: репонсивные (вопросно-ответные), ситуативные, репродуктивные, дискутивные, композиционные, игровые. Рассмотрим некоторые упражнения подробнее. I. Репонсивные (вопросно-ответные) упражнения Вопросно-ответные упражнения есть форма общения, специально организованная таким образом, что вызывает активность учащихся и непринуждённую мотивированность речевой деятельности, развивает самостоятельность и продуктивность речевого умения. 1. Подберите устойчивые сочетания, отвечая на вопросы. Как говорят о том, кто усиленно работает? (Из кожи вон лезет. В лепёшку расшибается.) Как человек говорит? (Соловьем поёт. Долбит, как дятел.) Репонсивные упражнения используются при подготовке учащихся к ведению беседы. Учащиеся выражают своё отношение к высказыванию, начиная его со следующих слов: я думаю…, я считаю…, по моему мнению). К достоинствам этих упражнений можно отнести имитацию общения. Эти упражнения по характеру могут быть не только речевыми, но и грамматически, лексически или фонетически направленными, т.е. могут служить усвоению конкретного материала в речевых условиях. II. Ситуативные Ситуативные упражнения – это упражнения, при использовании которых процесс обучения строится на ряде ситуаций, естественных или учебных, возникающих в реальной жизни или организованных преподавателем. Разновидностью ситуативных предложений являются дополняемые ситуации, проблемные ситуации, воображаемые ситуации, ролевые ситуации. 1. Прочитайте текст и определите, где происходят события, описанные в тексте, кто эти люди? Почему вы так решили? Человек с золотым ключом на шее показал на корабль и поднёс палец к аккуратному рту. Должно быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили к кораблю столы, корзины с едой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб, вяленый баран и жареный цыплёнок. Что нужно изменить в тексте, если известно, что речь идёт о Лилипутии и описывает события Гулливер? 2. Какое значение имеют суффиксы -ник и -тель в словах чайник, пыльник, угольник, умывальник, будильник, выключатель, отбеливатель? Растолкуйте эти слова, если -ник- и –тель- в этих словах – суффиксы лица. (Пофантазируйте!) От имени одного из этих слов («лиц») напишите сочинение. Такие упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом и реалиями, готовят к действенному речевому общению. Ситуативные упражнения разумно применять, так как они побуждают каждого ребёнка без затруднений содержательно высказываться по любой предложенной теме. III. Репродуктивные Репродуктивные упражнения – это упражнения, связанные с воспроизведением (устным или письменным) услышанного или прочитанного. При выполнении данных упражнений внимание учащегося направлено, прежде всего, на содержательную сторону, при этом он извлекает из памяти языковой материал, отвечающий замыслу выступления. К репродуктивным упражнения можно отнести пересказ, сокращённо-выборочное изложение, пересказ-перевод, драматизации. В результате использования репродуктивных упражнений первоначальные знания закрепляются и переходят в навык. IV. Дискутивные К дискутивным упражнениям относятся учебная дискуссия и комментирование. В обсуждении задания принимают участие большое количество учащихся, выражающих различные точки зрения и суждения по одному и тому же вопросу. Трудности заключаются в низкой культуре общения, неумении выслушать оппонента. V. Композиционные К композиционным упражнениям относятся устные выступления по предложенной теме, импровизация, драматизация. 1. Определите, из каких мифов или библейских преданий, взяты следующие фразеологизмы. Авгиевы конюшни (выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем, когда хотим сказать о крайней запущенности, загрязнённости). Ахиллесова пята (всякое слабое, уязвимое место человека). Золотое руно («золотым руном» называют золото, богатство, которым стремятся овладеть). 2. Творческое задание по группам: импровизация одного из мифов. VI. Игровые Основное назначение игровых упражнений состоит в организации общения в процессе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы, заключающейся в обмене информацией в ходе совместной речевой деятельности. Например, игровое упражнение «Кто больше»? Для этого, учащиеся делятся на команды. Каждой команде за определённое время (не больше 10 минут), необходимо записать как можно больше устойчивых выражений со словами: голова, нос, глаза, ухо, зуб, язык, рука. Например, со словом голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, не сносить головы, отвечать головой. Со словом нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу. Важнейшей особенностью ситуативно-коммуникативных упражнений является их личностная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников умению высказывать свою позицию по вопросам нравственности, формированию моральных ценностей. 2.3. Контрольные диктанты, сборник диктантов для 5-9 классов МОУ учителя «Шахтёрская ОШ №11» Меркушовой Ю.Ю. Теоретический материал построен на материалах Донецкого края, народоведения, так как родной край, его люди, природа становятся частью человеческих судеб. Сборник рассчитан на учителей-словесников, работающих по любому из действующих учебников русского языка, методистов, а также ориентирован на развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельной деятельности, на сотворчество ученика и учителя. Цель: осознание себя как гражданина и представителя своего государства – Донецкой Народной Республики, воспитание патриотизма, любви к родному краю, уважения к его истории. 2.4. С любовью к родному краю... Интерактивные таблицы по русскому языку. Настоящее пособие представляет собой обобщенное электронное интерактивное изложение в таблицах пяти видов (иллюстративные, таблицы-парадигмы, теоретико-понятийные, сравнительно-сопоставительные, таблицы-орфограммы и таблицы-пунктограммы) теоретического материала по основным разделам курса русского языка в 5 — 11 классах на примерах текстов литературы родного края. Созданный творческим коллективом лучших учителей русского языка Донецкой Народной Республики массив электронного образовательного ресурса по предмету «Русский язык» позволяет расширить набор педагогических приёмов и методов учителя, нацелить обучающихся на приобретение опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, совершенствования своих умений и ключевых предметных компетенций. Разнообразные типы и виды электронных интерактивных таблиц обладают вариативностью использования, способствуют поиску эффективных форм организации учебной деятельности. Таким образом, структурированная виртуальная учебно-методическая среда служит целям интенсификации учебного процесса, создает условия для дополнительной мотивации при обучении, позволяет разнообразить формы творческой учебной деятельности. 2.5. Русский язык. Электронная тетрадь-тренажёр, 6 класс. Целевое назначение данного пособия – помочь шестикласснику усвоить знания по текстоведению и применять их при выполнении практических заданий, развивая речеведческие навыки планирования, пересказа (полного и сжатого) текста, создания собственных творческих сочинений различных жанров, использования средств выразительности речи. 2.6. Русский язык. Уроки текстоведения и развития речи, 6 класс. Бурное развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), их всестороннее внедрение практически во все сферы жизнедеятельности человекане оставляют в стороне и образовательный процесс. Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса. Изменяется сама парадигма образования. Все большая роль отводится методам активного обучения, самообразованию, дистанционным образовательным программам, что чаше всего предполагает использование учащимися интерактивных электронных курсов. Данный электронный методический продукт ставит целью обеспечить учащегося возможностью самостоятельно осуществлять подготовку к урокам русского языка по конкретному разделу программы, в частности «Текстоведение», а также отрабатывать полученные знания на уроках развития речи, являющиеся логическим продолжением применения учащимися полученных теоретических знаний. 2.7. Проекты по русскому языку К основным задачам современного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных). Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат решений той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В процессе обучения русскому языку метод проектов реализуется на этапе творческого освоения материала, когда учащиеся уже имеют определённый багаж знаний по какой-либо теме. В этом случае уроки русского языка превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы. Таким образом, учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои личностные качества; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что при работе над формированием личностных действий нужно применять разные технологии в комплексе. Учителя вправе выбирать свои методы и приемы, позволяющие добиваться полноценного овладения учениками умения учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик. И сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями, такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные. Выводы Подводя итоги теоретического и опытно-практического исследования, мы можем сделать вывод, что нами достигнута цель работы, а именно: изучены особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся среднего школьного возраста средствами русского языка, выявлены наиболее эффективные методы и приемы формирования личностных УУД на уроках русского языка. Можно сказать, что посредством учебно-методических пособий по русскому языку происходит развитие личностных УУД, используется воспитательный потенциал русского языка. Мы пришли к выводу, что при работе над формированием личностных действий нужно применять разные технологии в комплексе. Мы используем различные методы и приемы, позволяющие добиваться полноценного овладения учащимися умения учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик. Кроме того, личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями, такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий