понедельник, 28 ноября 2022 г.
В помощь учителю русского языка и литературы
Работа с текстом на уроках русского языка
Прежде всего отметим, что работа учителя русского языка по достижению целей обучения ведется на основе текстов, а «речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка». М. М. Бахтин отмечал, «где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления». Вся деятельность учителя — это текстовая деятельность. «Процесс репрезентации и интерпретации постоянен, текст, знак, наслаиваясь и растекаясь, несет все новые интерпретации».
Чаще всего на уроках русского языка школьники работают с особым видом текста, который называется учебный текст. Этот текст адаптирован для обучающихся основной школы, соответствует их возрастным возможностям.
Какие тексты используются на уроках русского языка? Прежде всего, необходимо отметить, что учебник и сегодня остается ведущим средством обучения. Тексты, представленные в учебниках русского языка, разнообразны по содержанию и форме, иллюстрируют функциональные разновидности языка, направлены на формирование умения правильно использовать его богатство в различных сферах и ситуациях общения. Также учитель для достижения целей изучения русского языка может отбирать самостоятельно тексты для своих уроков из других источников. Так, традиционно используются тексты из художественной, публицистической, адаптированной к возрасту обучающихся научной литературы. Уже сегодня важно организовывать работу как с линейными, так и с нелинейными текстами, с которыми в обычной жизни обучающиеся сталкиваются все чаще и чаще.
Чем же отличаются линейные и нелинейные тексты?
В линейном тексте содержание раскрывается последовательно и связно, «по порядку», от начала к концу; он так и читается — от начала до конца, целиком. Примером линейного текста может стать рассказ, повесть, роман, научная статья и т.д. Тексты, включающие различные изображения, графики, рисунки, схемы, гиперссылки, знаково-символические изображения являются примерами нелинейных текстов. В них могут включаться блок-схемы, диаграммы, графические организаторы, они могут размещаться как на бумаге, так и в интернет-пространстве. Фактически любой текст, который не читается от начала до конца, относится к категории нелинейного текста. Например, рассмотрим толковый словарь или энциклопедию: чтобы найти необходимую информацию, необязательно читать их от начала до конца. Как линейные, так и нелинейные тексты должны стать основой текстовой деятельности на уроках русского языка.
Работа учителя должна быть направлена как на обучение восприятию текстов разных видов, так и на обучение их пониманию, интерпретации, осмыслению, анализу, синтезу и систематизации представленной в нем информации. Школьники компилируют, комментируют, воспроизводят тексты, фактически создавая собственные.
Совершенствование всех видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) — основная цель изучения русского языка в школе. Оно происходит в рамках изучения всех предметов школьного цикла, однако только на уроках русского языка носит целенаправленный характер. С этой целью в Примерной рабочей программе по русскому языку предусмотрены специальные разделы «Язык и речь», «Текст», «Культура речи». В то же время совершенствование всех видов речевой деятельности может происходить при изучении всех разделов школьного курса русского языка и означает способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).
Учителю русского языка и литературы важно понимать, что формирование функциональной грамотности является одной из целей изучения русского языка в основной школе. Несомненно, в первую очередь учитель русского языка и литературы формирует у обучающихся читательскую грамотность, которая представляет собой не только обучение чтению.
Прежде всего, это смысловое чтение, поиск смысла в прочитанном, цели написания текста.
Формирование читательской грамотности включает целенаправленное обучение учащихся работе с информацией разных видов и жанров в ситуациях, максимально приближенных к жизни: поиску в словарях, энциклопедиях, справочниках, на интернет-сайтах, с помощью интернет-поисковиков заданной информации; ее интерпретации и использованию в учебных и личных целях; тактике и стратегиям чтения и информационно-смысловой переработки текста; способам понимания разного вида текстов, включающим понимание коммуникативного намерения автора.
В этой связи на уроках русского языка необходимо усилить внимание к смысловой стороне текстов, отобранных учителем для лингвистического анализа, а также к смысловой стороне художественных произведений, изучаемых на уроках литературы.
Дополнительно к тексту упражнения можно задавать вопросы:
— О чем этот текст / произведение?
— Что хотел сказать автор? Какую мысль он хотел донести до читателя?
— Какова композиция текста, в чем ее особенности?
— Каковы основные идеи / мысли каждого абзаца?
— Как развертывается логика текста?
— Почему к тексту / произведению подобрана именно эта иллюстрация? Какой смысл она отражает?
— Можно ли представить информацию в тексте в виде схемы, таблицы, инфографики, рисунка и т.д.?
Формирование планируемых результатов обучения русскому языку в их единстве и взаимосвязи
Предположим, что в учебнике русского языка 6 класса размещено следующее упражнение:
1. Прочитайте текст. Спишите первые два абзаца, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Здоровье — бе..ценное достояние не только каждого человека, но и всего общ..ства. При встречах, ра(с, сс)таваниях с бли(с, з)кими и д..рогими людьми мы желаем им добро..о и крепко..о здоровья, так как это — осн..вное условие и залог полн..ценной и счас..ливой жизни. Здоровье пом..гает вып..лнять наши планы, успешно решать осн..вные ж..зне(н,нн)ые задачи, пр..одолевать трудности и зн..чительные нагру(с, з)ки. Доброе здоровье, разумно сохр..няемое и укр..пляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные св..детельствуют о том, что у б..льшинства людей при с..блюдении ими правил есть возм..жность жить до ста лет. К сож..лению, многие люди не с..блюдают самых пр..стейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни ст..новятся жертвами мал..подвижности, другие излишествуют в еде, третьи не умеют правильно отдыхать. Отечественные ученые отмечают, что здоровый образ жизни способствует развитию и укреплению личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует жизненно важной потребности в активных физических упражнениях.
(По И. Х. Вахитову)
*И. Х. Вахитов — доктор биологических наук, профессор.
2. Сделайте морфемный разбор выделенных слов.
3. По толковому словарю определите значение слова достояние
Предложим вариант построения работы с текстом упражнения учебника. Можно выбрать одно или несколько заданий из каждой группы.
Работа с учебником на уроке
Начинать эту работу важно на первых уроках русского языка в учебном году. Напомним, что школьников необходимо «познакомить» с учебником, который станет для них другом и помощником при изучении предмета.
Так с чего же начать? Начните с обложки.
Рассмотрите ее внимательно вместе с детьми, подумайте, почему она оформлена таким образом, можно ли понять, какую мысль хотел донести автор. Вместе с изучением обложки учебника можно предложить школьникам рассмотреть фóрзац и обратить внимание, что ударение в этом слове на первом слоге. Возможно, школьникам будет интересно узнать, что только первый разворот называется форзацем, а разворот в конце учебника — это нáхзац.
Какая информация представлена на них?
Важна ли она для изучения предмета?
Затем необходимо вместе с детьми изучить содержание (оглавление) учебника. Это поможет поставить цель изучения в определенном классе:
— Что мы узнаем в течение учебного года?
— Чему сможем научиться?
— Какие темы кажутся сложными?
— Какой теме уделяется самое большое внимание в учебнике?
Далее можно обсудить, как учебник помогает учиться. Для этого важно изучить с детьми систему помет, предложенных в учебнике: как выделены задания повышенной сложности и творческие задания, какова маркировка слов для лингвистического анализа, какими условными обозначениями сопровождается теоретический материал и т.д.
Важно на первых уроках русского языка познакомиться со справочным аппаратом учебника. Как правило, в нем размещаются словарики, которые необходимы для выполнения упражнений; таблицы и схемы, систематизирующие материал; памятки для школьника (типа «Как писать изложение»).
Этот материал не только поможет школьнику на уроке, но и существенно облегчит выполнение домашней работы, когда отсутствует непосредственное руководство учителя, а работа вызывает затруднения.
Начиная работу с параграфом учебника, школьникам можно предложить ряд вопросов, которые фокусируют его внимание на изучаемом материале. Важно показать — в учебнике нет лишних иллюстраций, схем, таблиц, выделений шрифтом или цветом. Все это имеет определенную цель —выделить важное правило, проиллюстрировать языковое явление, обобщить или систематизировать информацию.
Работа с теоретическим материалом учебника организуется особым образом. Для лучшего понимания необходимо использовать прием изучающего медленного чтения. Сопровождается эта работа вопросами и заданиями.
Например, по ходу первого чтения выпишите слова с неизвестным лексическим значением, найдите значение выписанных слов в тексте или в словарике в конце учебника; изучите / выпишите информацию в рамке, устно объясните ее смысл; составьте развернутый / цитатный / графический (только символы, формулы и т.д.) план теоретического материала; прочитайте текст второй раз, используя сделанные записи, перескажите его. Нередко бывает, что школьники затрудняются при выполнении заданий в классе или дома только из-за того, что не имеют навыка прочитывать задание осмысленно. Как показывает практика, осмысленному чтению учебных заданий школьников необходимо целенаправленно обучать.
Приемы мотивации:
С целью повышения уровня мотивации к изучению русского языка на разных этапах урока можно использовать разнообразные приемы. Наиболее эффективно их применение в начале урока, когда необходимо привлечь внимание обучающихся к изучаемой теме. Например, можно предложить устроить лингвистическую разминку (при изучении темы «Морфемика» в 5 классе предложить следующее задание: отгадайте слово, в котором приставка как в слове осмотреть, корень как в слове ценить, суффикс как в слове загадки, окончание как в слове кошка). В качестве примеров для 5–6 классах можно привести следующие приемы повышения уровня мотивации к изучению русского языка:
— погружение в сказку (например, «В стране частей речи», «Планета лексики русского языка»);
— отсроченная отгадка, когда в начале урока учащимся предлагается загадка, связанная с темой урока, а отгадка будет понятна только при работе на уроке над новым материалом;
— люби и знай родной язык, когда в начале урока учитель предлагает необычные, малоизвестные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении слов и выражений, о лингвистике и ученых-лингвистах;
— интеллектуальная разминка, когда обучающимся предлагается для размышления несколько вопросов, связанных с изучаемыми на предыдущих уроках темами и являющихся подготовкой к восприятию новой темы;
— знаю-применяю, учитель на доске записывает тему урока, а обучающиеся называют способы применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Для школьников 7–9 классов можно использовать приемы:
— интервью у слова, когда предлагается слово и обучающиеся пробуют рассказать о нем все, что знают (например, значение, происхождение, морфемный состав, морфологические признаки и т.д.);
— общее-уникальное, когда предлагается найти общее свойство изучаемых предметов и их уникальные свойства (например, что общего у причастия и прилагательного, а что уникальное);
— займи позицию, когда учителем предлагается две точки зрения на один вопрос, а учащиеся должны выбрать ту, которая им ближе, аргументировав свой выбор.
Положительный результат принесет работа на уроках с кроссвордами, палиндромами, ребусами, чайнвордами, шарадами, скороговорками, словесными головоломками. Интересно школьникам будет рассматривать рисунки, иллюстрирующие языковые явления, отгадывать загадки, предполагать историю происхождения слов и фразеологизмов, создавать синквейны, отвечать на творческие и проблемные вопросы, создавать задания для одноклассников, преобразовывать информацию.
Педагогу необходимо учитывать, что используемые способы повышения мотивации школьников должны органично входить в структуру и содержание урока, соответствовать поставленным целям и задачам, работать на достижение планируемых результатов обучения, не нарушать восприятие обучающимися системы языка.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий